События
Роберт Бош: жизнь, полная свершений
15.06.2011

Роберт Бош: жизнь, полная свершений

«Рыночная экономика не лишена недостатков, однако при разумных социальных законах и под руководством ответственных людей она приведет нас к состоянию, когда будет не так уж много оснований для справедливых жалоб. В этом я доверяю здравому человеческому смыслу!»
О необходимости международного взаимопонимания»
Роберт Бош, 1930 г.

Эти слова, сказанные более 70 лет назад, как никогда актуальны сегодня, в эпоху глобальной интеграции мировых рынков. Они принадлежат Роберту Бошу, выдающемуся немецкому промышленнику, инженеру и изобретателю, основателю компании, в названии которой увековечено его имя. 2011 год стал для группы Bosch годом двойного юбилея: 125-летия со дня основания компании и 150 лет со дня рождения Роберта Боша.

«Мастерская точной механики», открытая 15 ноября 1886 года, сегодня превратилась в крупнейший в мире частный промышленный концерн, имеющий 300 дочерних предприятий и региональных представительств в 60 странах мира, в котором работают более 280.000 сотрудников. Торговые представительства и партнеры группы Bosch оперируют в 150 странах, обеспечивая присутствие продуктов и сервисов компании на стратегически важных развивающихся рынках.

Юноша из провинции

Основатель компании родился 23 сентября 1861 года в Альбеке, недалеко от Ульма. Роберт был двенадцатым ребенком в семье Серватиуса Боша, человека образованного и начитанного, владельца собственной гостиницы и пивоварни, а также отдельного участка земли, за проезд по которому он собирал пошлину.

Когда началось строительство железной дороги Ульм – Хайденхайм, Серватиус Бош испугался разорения: поток повозок на его дороге вскоре должен был иссякнуть. Поэтому в 1869 г. он продал свое дело и вместе с семьей отправился в Ульм. В 1869-1876 гг. Роберт обучался в Ульмской школе, а затем устроился работать помощником мастера. С 1 октября 1881 г. по 1 октября 1882 г. он проходил добровольную военную службу в 13-м инженерном батальоне, которую окончил в статусе унтер-офицера и офицер-аспиранта. В 1893-94 г. в течение одного семестра Бош посещал лекции в Высшей технической школе Штутгарта в качестве вольного слушателя. Позже он признавался, что стимулом к учебе послужил «страх перед технической терминологией», от которого ему хотелось избавиться. «После этого я знал достаточно о напряжении и токе, а также что такое одна лошадиная сила», — говорил Роберт Бош.

Роберт Бош с сестрой Марией (1871 г.)

В естественном юношеском стремлении увидеть огромный мир он отправляется в Америку. Им больше движет желание увидеть родину демократии, чем страну передовых технических инноваций, но уже через год он возвращается из США, где ему, по его словам, больше всего не хватало справедливости. В 1886 г., вскоре после возвращения в Германию, Роберт Бош начинает задумываться об открытии собственного дела.

Человек на велосипеде

В 1890-х годах велосипеды еще были в новинку, и жители Штутгарта часто с удивлением оглядывались на бородатого молодого мужчину, колесившего по городу и окрестностям. Это был Роберт Бош, владелец фирмы под названием «Мастерская точной механики и электротехники» (нем. Werkstдtte fьr Feinmechanik und Elektrotechnik), самолично объезжавший своих клиентов. И немудрено: первоначальный штат фирмы состоял из одного механика и одного подмастерья, а уставный капитал в 10 000 марок был взят Робертом из отцовского наследия.

В первые годы после открытия собственного дела ему приходилось нелегко: львиная доля прибыли уходила на закупку нового оборудования, приходилось браться и за непрофильные заказы, а не только заниматься производством электрического оборудования.

Бизнес шел неровно: к 1892 г. Роберт довел штат фирмы до 25 человек, но последовавший за этим кризис заставил снова сократить его до трех сотрудников, а владельцу – накручивать новые километры на велосипеде.

Роберт Бош (1890 г.)

Впрочем, вскоре дела снова пошли на лад, а на смену велосипеду уже стремительно подкатывались новые транспортные средства. В 1887 г. фирма Боша по заказу одного из клиентов разработала первое устройство зажигания от магнето для стационарного газового двигателя. Потребовалось несколько месяцев доработки, и фирме удалось настолько усовершенствовать аппарат, что к началу 1890-х гг. на устройства зажигания от магнето приходилось около половины объёма продаж.

В 1897 г. Бош по заказу компании «Даймлер» адаптировал устройство зажигания от магнето на двигатель трицикла De Dion Bouton. Успешно справившись с этой задачей, Бош решил проблему зажигания для высокооборотных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, которую сам Карл Бенц называл «проблемой из проблем» этого этапа становления автомобильной техники. Зажигание от магнето позволило отказаться от опасных калильных трубок Даймлера, использовавших открытое пламя.

Дальновидный бизнесмен

Роберту Бошу всегда было свойственно стремление ко всему новому: например, он предпринял весьма неожиданный шаг для начала ХХ столетия, начав использовать у себя в кабинете телефонный аппарат. Благодаря этому он был постоянно доступен для своих клиентов.

Бош одним из первых в Европе внедрил на своих предприятиях конвейер. С разрешения Генри Форда в середине двадцатых годов технологи Bosch побывали на его заводах и скопировали конвейерную сборочную линию.

Первое низковольтное устройство зажигания (1887 г.)

Столь же рано Бош понял необходимость вывода своего бизнеса на международный уровень. Первый офис продаж за границей открылся в Великобритании в 1898 г, через год была учреждена компания по продажам на французском и бельгийском рынках. В течение следующих нескольких лет филиалы фирмы открылись в США (1906), Южной Африке (1906), Австралии и Новой Зеландии (1907), Китае (1909), Бразилии (1910) и Японии (1911). Благодаря этому к 1913 году около 88 % продукции компании продавалось за рубежом.

Прогрессивными были и либеральные взгляды Роберта Боша, который всегда был политически активен.

В 1920-30-е годы его основное внимание было уделено вопросу перемирия Германии и Франции, поскольку он считал, что достижение взаимопонимания между двумя соседями станет важным шагом к объединению Европы. Бош также выступал противником нацистского режима и оказывал поддержку антифашистскому сопротивлению в 1930-е годы.

Офис продаж Bosch в Шанхае (1933 г.)

Предприниматель активно занимался благотворительностью. Так, в 1910 г.у он пожертвовал около миллиона немецких марок Высшей технической школе Штутгарта. В период Первой мировой войны, отказавшись от прибыли на поставках вооружений, он перечислял миллионы на благотворительные цели. А в 1940 г. состоялось открытие построенной на его средства больницы. В своём завещании 1937 года, составленном за пять лет до кончины, Роберт Бош указал направить дивиденды от акций на благотворительные цели.

Не только магнето

Несмотря на огромный успех в продаже автомобильного магнето и свечей зажигания, Бош всегда требовал от своих сотрудников «придумать что-то новое». Он прекрасно понимал, что благосостояние компании не может базироваться на одном, пусть даже самом удачном продукте. По его настоянию в 1912-13 гг. был разработана конструкция автомобильной фары. Большим достижением стало создание в 1927 г. первого дизельного насоса, который вначале устанавливался на грузовики, а с 1936 г. – и на легковые автомобили.

Далее последовали такие инновации, как электрический стартер, сирена автомобиля, стеклоочистители, механизированные тормоза и указатели направления (стрелки). Эти продукты, созданные Bosch, позволили сделать автомобиль более комфортным и безопасным. Среди других автомобильных инноваций компании: топливный фильтр (1930 г.), автомобильное радио (1932 г., под принадлежавшей ей в то время маркой Blaupunkt), антиблокировочная система ABS (1978 г.), система Motronic (комбинация системы бензинового впрыска L-Jetronic и электронного зажигания, 1979 г.), программа электронной стабилизации ESP® (1995 г.).

Не менее важны и изобретения в области электроинструмента: 1932 г. — первый в мире электроперфоратор, 1946 г. — первый в мире электролобзик, 1952 г. — первый в мире электроизоляционный материал корпуса электроинструмента, 1984 г. — первый в мире аккумуляторный перфоратор, 1990 г. — инновационная система SDS-max (мгновенный зажим оснастки), 1992 г. — быстрейший в мире в своем классе двухкилограммовый перфоратор, 1994 г. — самый мощный своем классе перфоратор GBH 10 DC, 1997 г. — первый в мире варио-шлифователь.

Компания Bosch сыграла важную роль в популяризации телевидения в Германии – в 1929 г. она вошла в число учредителей акционерного общества Fernseh AG, чьи передовые разработки вскоре нашли всеобщее признание.

Приобретение в 1932 г. бизнеса по производству газовых плит у промышленника Хуго Юнкерса открыло компании дорогу в бизнес отопительного оборудования. Сегодня подразделение «Отопительная техника» является одним из наиболее успешных в компании Bosch и предлагает широкий ассортимент товаров, начиная с работающих на газе и жидком топливе центральных отопительных котлов, паровых котлов, тепловых насосов, солнечных систем для нагрева воды и выработки электроэнергии.

Bosch в нашем доме

И, конечно, для многих из нас Bosch – это бытовая техника. В 1933 году миру был представлен первый холодильник Bosch, имевший цилиндрическую форму. Она представлялась оптимальной с точки зрения производственных затрат, но оказалась неудобной для пользователей и уже в 1936 г. уступила место привычной нам прямоугольной конструкции. Через 20 лет, в 1956 г., компания выпустит свой миллионный холодильник, а в 1990 г. станет пионером в производстве холодильного оборудования без озоноразрушающих веществ.

Первый холодильник Bosch имел цилиндрическую форму (1933 г.)

В 1950-х годах на свет появились кухонный комбайн, стиральная и посудомоечная машина Bosch, 1960-е ознаменовались выпуском первой в мире встраиваемой плиты. Любопытно, что на некоторые технические решения для дома накладывало отпечаток автомобильное направление компании: например, в 1951 г. газеты сообщили о «новой акустической стиральной машине Bosch, работающей по принципу автомобильной сирены».

Первый кухонный комбайн Bosch (1952 г.)

Первая реклама стиральной машины Bosch (1958 г.)

Акустическая стиральная машина Bosch (1951 г.)

Линия сборки холодильников (1952 г.)

Одним из последних инновационных приборов Bosch, который без преувеличений можно назвать революционным стала посудомоечная машина с технологией сушки Zeolite, расходующая на 20% меньше энергии, чем ее самые экономичные предшественники. Это достижение было отмечено «Премией за инновации в области защиты окружающей среды», присуждаемой совместно Федеральным министерством Германии по защите окружающей среды и Федерацией промышленности Германии (BDI). Посудомоечная машина с системой сушки на основе природного минерала цеолита, который впитывает влагу и вырабатывает тепловую энергию, символизирует высочайшие стандарты качества продукции Bosch, которая сегодня выпускается на совместном предприятии BSH Bosch und Siemens Hausgerдte GmbH.

Посудомоечная машина Bosch (2010 г.)

Духовой шкаф Bosch (2009 г.)

Уверенно идя в будущее

Ежегодно подавая 3800 патентных заявок и инвестируя более 3,5 млрд евро в научные исследования и разработки, компания Bosch и в будущем планирует оставаться одним из лидеров в сфере инноваций, тем самым закладывая основу своего дальнейшего устойчивого развития.

«Без поддержки и доверия потребителей и партнеров наша 125-летняя история не стала бы историей успеха, — говорит Франц Ференбах, председатель правления совета директоров группы Bosch. – Мы продолжаем традицию, положенную Робертом Бошем, и верим, что лучше потерять деньги, чем доверие. Именно поэтому выполнение обещаний для нас по-прежнему важнее сиюминутной выгоды. И конечно, нашей основной движущей силой является дух инноваций: мы постоянно находимся в поиске новых технологий и рынков».

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

События