Кризис каждому дает шанс!
Как чувствуют себя в обстановке сегодняшнего экономического кризиса крупнейшие производители бытовой техники, работающие на российском рынке? Какие изменения он внес в их планы? На эти и другие вопросы «Потребительского компаса» отвечает Генеральный директор ООО «БСХ Бытовая Техника» Ханс-Керстен Хрубеш. Тот оптимизм, с которым г-н Хрубеш отвечал на них, вселяет уверенность, что не все не так уж плохо, как иногда кажется.
Генеральный директор ООО «БСХ Бытовая Техника» Ханс-Керстен Хрубеш родился в 1956 г. в г. Гёппинген (Германия). Окончив университет г. Штутгарта-Гоенгейма по специальности «Экономика», он начал свой профессиональный путь в 1984 г. в качестве ассистента менеджера по продажам, а затем менеджера по крупной бытовой технике Electrolux Group (Германия). В 1990 Х.-К. Хрубеш занял позицию директора департамента по холодильному оборудованию Bauknecht в европейском подразделении Whirlpool (Германия, Италия).
В 1995 г. начал работу в BSH Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH (Мюнхен) в качестве директора по маркетингу департамента холодильного оборудования.
С 2006 г. – Генеральный директор ООО «БСХ Бытовая Техника» (Россия). В сферы компетенции Х.-К. Хрубеша входит общее руководство российским отделением компании, стратегическое планирование, вопросы сбыта крупной и малой бытовой техники и пр.
Х.-К. Хрубеш является совладельцем нескольких патентов в области холодильного оборудования и дизайна.
В.: Мы встречаемся с Вами в год 15-летия с момента начала работы концерна BSH на российском рынке. Как изменилось за эти годы место России в бизнесе концерна?
О.: Эти 15 лет были отмечены многими достижениями. В прошлом году мы стали второй по объемам продаж компанией, работающей на российском рынке бытовой техники, а торговая марка Bosch стала маркой № 1 в России. За эти годы Bosch семь раз выбирался «Народной маркой». И, конечно, самым важным для нас событием стало открытие в июне 2007 г. завода по производству холодильников в
С.-Петербурге. Лишь одна цифра: с того момента наша доля на российском рынке холодильников выросла в три раза.
Если же рассматривать нашу работу в России в рамках нашего огромного международного концерна, то мы занимаем девятое место.
В.: Неудивительно, ведь до кризиса российский рынок считался одним из наиболее динамично развивающихся…
О.: (Смеясь) Какого кризиса? Если уж говорить о кризисе, то он, прежде всего — в наших головах. Самое главное отличие России от других стран — Англии, Америки, Испании состоит в том, что у вас нет этого раздутого пузыря недвижимости, в который люди постоянно вкачивали средства, беря кредиты, которые им нечем было отдавать.
Здесь нет таких ужасных долгов, как в Северной Америке и это существенное отличие. Например, только в Англии долги практически каждого составляют примерно 1,4 от его годовой зарплаты.
Второе: даже если за последние месяцы валютный запас России и сократился, он все равно по своему объему превышает валютный объем всей зоны действия евро.
Для обозначения слова «кризис» в китайском языке существует два иероглифа: один из них означает «опасность», а другой — «шанс» или «возможность». Любой кризис несёт в себе либо потенциальную опасность, либо возможность. В отличие от тех компаний, которые предпочитают затаиться и переждать это время, мы продолжаем инвестиции, начатые в 2007 году.
В.: Два года назад Вы говорили о планах открытия в С.-Петербурге завода стиральных машин. Повлиял ли кризис на эти планы?
О.: В связи со сложившейся ситуацией мы поменяли приоритеты. В прошлом году спрос на наши холодильники был столь велик, что мы не успевали его удовлетворять. Поэтому сейчас для нас важно расширять уже имеющиеся мощности, и мы приняли решение открыть вторую линию сборки холодильников. Кроме того, будем расширять расположенный рядом с заводом центр логистики.
Первоначально запуск второй линии планировался после начала выпуска стиральных машин, но мы отдали ей главный приоритет и в 2009 г. будем инвестировать в это производство 30 миллионов. И не рублей, а евро! (смеется)
В.: В ваши планы входило также начало выпуска холодильников Siemens. Остаются ли они в силе?
О.: Российский Siemens появится на рынке в конце этого года. Что касается начала выпуска более сложных моделей холодильников, чем мы производили до сих пор, то уже в конце декабря 2008 г. нами выпущена модель с уникальным покрытием InoxLook серебристого цвета, на котором не остаются царапины и следы от пальцев.
В целом сегодня мы производим более сложные приборы, чем два года назад, с более сложной электронной «начинкой». Безусловно, продукция, выпускаемая в Германии и имеющая более сложные функции, например, систему VitaFresh, а также встраиваемые приборы, по цене будет оставаться выше, чем локальная продукция. Но в отношении функционально однотипных моделей, которые можно сравнивать, ценовое преимущество — у российских моделей, потому что здесь мы экономим на транспортных расходах. В конечном счете, это оказывается выгодным российскому потребителю.
Что же касается стиральных машин, то мы не оставляем этих планов, поскольку российский рынок является для нас приоритетным. Я думаю, что картина прояснится в конце 2009 г. — начале 2010 г.
В.: Нынешняя ситуация на рынке красноречиво говорит о том, что компании, имеющие локальное производство, оказываются в более выгодном положении, чем те, кто ориентирован на импорт, зависящий от нестабильного курса валют…
О.: У нашего концерна есть важное преимущество: наши заводы расположены в разных странах, и валюты не всех этих стран зависят от колебания курса евро. Например, турецкая лира и китайский юань только окрепли. Мы будем использовать все эти преимущества, чтобы остаться в России, где наши инвестиции уже составили 50 млн евро, и никакие изменения курса рубля нас не остановят. Мы хотим и дальше оставаться для России надежным торговым партнером.
В.: По итогам 2008 года концерн BSH был признан самой стабильно развивающейся и вносящей наибольший вклад в сохранение окружающей среды компанией в Германии и удостоен награды конкурса German Sustainability Award. Удастся ли сохранить эту стабильность в условиях экономического кризиса?
О.: Структура концерна работает столь надежно, что, по моему мнению, мы сможем преодолеть этот кризис. Наши заводы и торговые представительства расположены по всему миру, и пусть мы не сможем достичь всех поставленных ранее целей, но кризис не помешает нам извлечь определенные уроки и выйти из него более сильными.
В.: Каковы Ваши прогнозы на развитие российского рынка бытовой техники в этом году?
О.: Иногда ситуация кажется настолько непредсказуемой, что впору заглядывать в хрустальный шар, чтобы увидеть будущее (смеется). Но если говорить серьезно… Первое полугодие 2008 года было очень удачным: спрос значительно превышал предложение. Во втором полугодии спрос несколько снизился. В первом полугодии 2009 года мы, скорее всего, останемся на уровне 2007 года. Сильнее всего пострадает сегмент встраиваемой техники, поскольку это импортируемая продукция. Надеюсь, что во втором полугодии ситуация все-таки изменится к лучшему.
В.: Получение в 2008 г. холодильникам, производимыми на заводе BSH под С.-Петербургом, сертификата VDE было важной вехой, означающей открытие пути для поставок этой продукции в страны Евросоюза. Каковы сегодня экспортные планы концерна?
О.: В настоящий момент мы поставляем свою продукцию только в пределах Российской Федерации. И мы пока не удовлетворяем все заказы. В 2009 г. начнутся поставки в Украину и Беларусь, и с 2010 г., после ввода в строй второй линии, можно будет говорить о поставках в Польшу, Чехословакию, Финляндию, Швецию или другие страны.
В.: 15 лет — это существенный срок работы на рынке. Что бы Вы хотели сказать нашим читателям в преддверии этого юбилея?
О.: Да, это действительно значимый юбилей. Когда я приехал в Россию, мы отмечали 40-летие всего концерна, а этот юбилей совпадает с третьим годом моей работы в вашей стране, и мне особенно приятно, что эту дату мы встречаем в новом здании. Надеюсь, что здесь мы сможем достойно провести следующие 15 лет, и даже через один-два года потеснить США c позиции перед нами во внутреннем рейтинге концерна. Для этого у нас есть прекрасный персонал, нацеленный на успех, замечательные торговые партнеры, и, наконец, наши торговые марки, которые говорят сами за себя, и которые высоко оцениваются россиянами. Мы гордимся тем, что в 2008 г. более 3,5 млн россиян стали счастливыми обладателями нашей продукции.
Желаю Вашему изданию не останавливаться на достигнутом, новых интересных тем, в которых и мы будем обязательно участвовать, и, конечно, увеличения числа постоянных читателей!