Макио Хасуике: я только рад, когда кто-то использует мои идеи
Имя Макио Хасуике хорошо известно всем, кто интересуется не только тем, сколько программ у стиральной машины, но и кто создал ее облик. Выдающийся промышленный дизайнер современности много лет сотрудничает с Indesit Company, разрабатывая для нее стилистику новых линеек бытовой техники. Наша беседа состоялась в Милане, на выставке Eurocucina 2014, где мы побывали по приглашению этой компании. Интересно, что это не первая встреча с Мастером – предыдущая была в Москве восемь лет назад, когда Макио Хасуике приезжал на российскую премьеру стиральных машин Aqualtis. За это время изменилось многое…
Нашим переводчиком во время беседы была Мидори Хасуике, дочь Макио
В.: Г-н Хасуике, в течение многих лет Вы создавали облик крупной бытовой техники Hotpoint -Ariston, сформировав ее хорошо узнаваемый облик. Недавно компания вывела на рынок малые бытовые приборы, дизайн которых тоже разработан Вами. Придерживались ли Вы при этом единой концепции или единого стиля?
О.: В целом мой подход был тем же самым. Конечно, малые бытовые приборы используются по-другому, не так, как крупные, и в них применяются другие технологии. Крупные приборы встраиваются в кухонную мебель, а малые приборы не привязаны к какому-то одному месту, для них очень важна совершенная эргономика. В случае Hotpoint-Ariston Совершенно разным было и место производства этой техники. Но есть одно, что объединяет эти категории: их конечный потребитель. И, конечно, для обеих категорий главным приоритетом является качество.
В.: Основная часть созданной Вами коллекции бытовой техники Hotpoint-Ariston выдержана в монохромной гамме – в основном черный цвет и цвет нержавеющей стали. Но в некоторых приборах (тостер, электрический чайник, утюг с парогенератором, пылесос) Вы использовали яркие цвета. Вы считаете, что цвет уместен только в малых бытовых приборах?
О.: На самом деле цвет имеет важное значение и для крупных, и для малых приборов. Но крупная техника встраивается в кухонную мебель, и не должна выбиваться из стиля кухни. Цветовое решение кухни имеет приоритет, а технике лучше быть в нейтральной цветовой гамме. Малая же техника приобретается отдельно, и вполне может контрастировать с общим фоном кухни. Кроме того, заказчиками встраиваемой техники являются кухонные студии, для которых гораздо важнее цветовой решение мебели, а не приборов, которые будут в нее интегрированы.
Другое дело – отдельно стоящие крупные приборы. По отношению к ним дизайнер более свободен в выборе цвета. Но я в этом консервативен, и не экспериментирую с цветом.
В.: Хорошо известно, что на рынке бытовой техники (как, впрочем, и любых других технических изделий) очень остро стоит проблема незаконного копирования. Сталкивались ли Вы со случаями «заимствования» Ваших дизайнерских находок?
О.: Это нормальное явление. Мир дизайна демократичен в этом вопросе. Я не копирую других, но когда другие копируют мои идеи – ну что же, я только рад. Что же касается формального нарушения авторских прав, то такие крупные компании, как Indesit, использующие работы известных дизайнеров, иногда забывают о том, что эти права нужно должным образом регистрировать. Поэтому случается, что работа, выполненная мной для Indesit Company, превращается в подарок для всех, кто пожелает ей воспользоваться.
В.: Кто должен преобладать в дизайнере бытовой техники – художник или инженер?
О.: Конечно, дизайнер. Но я так давно проектирую бытовую технику, что уже стал мыслить, как инженер и принимать во внимание технические моменты. Но эта сторона для меня не является главной, в отличие от идей, которыми я вдохновляюсь как дизайнер.
В.: За долгие годы сотрудничества с Indesit Company Вы создали большую линейку приборов. Все они – Ваши дети. А есть ли среди них любимый ребенок?
О.: За свою долгую творческую жизнь я действительно создал очень много различных образцов техники, причем не только для Indesit Company – вы можете зайти на мой сайт в интернете и посмотреть их. Но я вряд ли смогу выделить какой-то из них в качестве любимого творения. Для меня важен сам процесс творчества, новые идеи, которые при этом возникают. Поэтому самым дорогим для меня является тот продукт, над которым я работаю в настоящий момент времени. Каждый проект занимает какой-то период моей жизни, и когда он заканчивается, начинается следующий.
В.: Но ведь человек не может относиться ко всему, что он делает, совершенно одинаково. Вот, например, линейка Aqualtis, которая признана настоящим шедевром дизайна…
О.: Я не думаю, что применительно к электробытовым приборам можно говорить о шедевре. Они являются комбинацией дизайна и технологий, а не чистым объектом дизайна. Промышленный дизайнер должен исходить не только из художественных концепций, но обязан принимать во внимание экономические факторы, запросы потребителей, удобство пользования и много другое.
В.: С учетом всего этого, чем Вам было интереснее заниматься – дизайном малой или крупной бытовой техники?
О.: В этом году – малыми приборами. Это очень большой проект, насчитывающий полтора десятка различных продуктов.
Во время интервью
В.: Если не секрет – над чем Вы работаете сейчас?
О.: Нет, это не секрет. Сейчас я занимаюсь обновлением текущей линейки продуктов, чтобы привести ее в соответствие с меняющимися тенденциями моды, стиля жизни, запросов потребителей.
В.: Вы начинали свой творческий путь с дизайна часов, потом много лет занимались дизайном бытовых приборов. Все эти годы Вы живете в Италии, поэтому нам интересно – не хотелось ли Вам попробовать себя в дизайне одежды, обуви и т.д.?
О.: Именно этих вещей – нет, но в рамках проекта MH WAY я работаю с компанией, которая выпускает сумки и портфели.
В.: Создать что-то революционное в техническом отношении сейчас очень трудно, и продукция многих компаний зачастую отличается только дизайном. Что нового можно ожидать в ближайшее время от бытовой техники в плане дизайна?
О.: Как человек, давно работающий в этой сфере, я очень люблю простые материалы – стекло, металл, и считаю, что будущее именно за ними, за минималистичным дизайном. Вообще, в бытовом приборе все должно быть упрощено по максимуму – это, помимо всего прочего, еще и залог безопасности. Должны быть продуманы экономические параметры, и, конечно, нельзя забывать об экологии.
В.: Большое спасибо! Наше предыдущее интервью с Вами состоялось восемь лет назад, и мы надеемся, что еще через восемь лет мы снова сможем встретиться!
Макио Хасуике с российскими сотрудниками Indesit Company
ДОСЬЕ
Макио Хасуике (Makio Hasuike) родился в Токио 20 января 1938 г. В 1962 году окончил Токийский университет искусств, и год работал с компанией Seiko, выпускающей часы. Им была разработана серия из 20 часов и таймеров для Олимпийских игр в Токио 1964 года. В 1963 приезжает в Италию, планируя в течение двух лет на практике изучить передовой промышленный дизайн этой страны. Однако Италия становится его второй родиной. В 1968 г. открывает в Милане собственную студию Makio Hasuike Design. В 1982 г. им создан экспериментальный проект MH WAY, нацеленный на продвижение инновационных продуктов.