Стиральные машины: срез российского рынка
Компания IFR Monitoring, входящая в группу GfK Group, выполняет исследования российского рынка по различным категориям потребительских товаров. При этом объектом внимания IFR и GfK являются разные типы данных: GfK в своих отчетах предоставляет данные о продажах товаров, тогда как IFR – данные о представленности товаров на рынке (цены, доля полки, дистрибуция), то есть «ассортимент прилавка» с точки зрения потребителя.
Основная цель исследований IFR состоит в сборе информации о текущих потребительских ценах, степени дистрибуции товара на рынке и его жизненном цикле, о динамике изменения ценовых и технических сегментов рынка, что в итоге позволяет составить картину складывающихся на нем тенденций. В этом смысле IFR Monitoring служит своего рода промежуточным звеном между внутренними данными sell-in и данными sell-out, которые предоставляет GfK.
Представляем вашему вниманию обзор данных IFR Monitoring, посвященных рынку стиральных машин и охватывающий годичный период – с июля 2011 г. по июль 2012 г.\
Доля пяти топ брендов на полке среднего магазина по России
Как видно из первой диаграммы, 60% российского рынка стиральных машин поделили между собой пять ведущих брендов, оставив всем остальным торговым маркам 40% мест на полках магазинов.
Среднее количество стиральных машин на полке среднего магазина по России, шт.
Интересно выглядит график, отображающий среднее количество стиральных машин на полке среднего магазина по России: здесь прослеживаются максимумы в последнем квартале года и перед началом летнего сезона.
Средняя цена стиральных машин на полке среднего магазина по России, руб.
Что же касается средней цены стиральной машины на полке среднего магазина по России, то, во-первых, она радует постепенным снижением в течение последнего года (от 16 700 руб. в июле 2011 г. до 16 324 руб. этим летом), а, во-вторых – наличием декабрьского минимума 16 154 руб. (предновогодние скидки).
Доля стиральных машин в каналах сбыта по ценовым сегментам (июль 2012 г.)
Где россияне покупают стиральные машины? IFR Monitoring выделяет четыре категории розничных продавцов: закупочные кооперативы, федеральные сети, гипермаркеты и независимые магазины. Ценовая структура данного товара в них почти одинакова, за одним исключением: в гипермаркетах доминируют (58,7%) стиральные машины бюджетной ценовой категории (до 11 990 руб.) и в очень малой степени (3,2%) – верхнего ценового диапазона (выше 18 791 руб.). В остальных же каналах сбыта основная доля прилавка отведена моделям средней ценовой категории (от 11 991 руб. до 18 790 руб.).
Средняя цена стиральных машин в среднем российском магазине
Если с вопросом «когда лучше всего покупать стиральную машину?» теперь ясно – в декабре, на волне предновогодних акций, то разобраться с тем, где это лучше всего сделать, не так просто. Этим летом стиральная машина в среднем по России стоила 16 324 руб., при этом дороже всего – в Хабаровске и Владивостоке (до 19 000 руб.), а дешевле всего – в Тольятти и Омске (здесь 14 090 руб.). Впрочем, цена билета до Омска вряд ли сделает оправданной поездку в Сибирь за стиральной машиной.
Однозначным лидером у россиян являются модели с фронтальной загрузкой, на долю которых стабильно приходится 86 — 87 % представленных в продаже стиральных машин.
Лидером же по дистрибуции на полках магазинов бытовой техники России в июле 2012 года стала отдельно стоящая стиральная машина одного из пяти лидирующих брендов. Это модель белого цвета с фронтальным типом загрузки белья до 5 кг, без сушки, с электронным управлением, цифровым дисплеем и габаритами (ШxГxВ) 60 x 56 x 85 см.
Машина имеет классы А по потреблению электроэнергии и эффективности стирки, класс С по эффективности отжима, расход воды за стирку 49 л, скорость вращения барабана при отжиме до 1000 об/мин, а также защиту корпуса от протечек воды. Цены на данную модель варьируются от 10 600 до 19 390 руб., а наиболее часто встречающаяся цена по России – 13 000 руб. Интересно, что для завоевания популярности этой стиральной машине потребовалось почти два года – данная модель впервые появилась на прилавках российских магазинов еще в сентябре 2010 г.