VESTEL: высокие технологии для нового поколения
Представьте себе картину: учитель легко касается классной доски, и на ней возникают рисунки, чертежи, схемы, географические карты, ноты музыкальных произведений. Делая необходимые по ходу урока пометки, активируя наглядную анимацию или выделяя моменты, важные для понимания материала, он пересылает записи, сделанные на доске, в планшетные компьютеры учеников. Им уже не нужно корпеть над тетрадками, торопливо конспектируя лекцию – она уже преобразована доской в форматы PowerPoint, HTML или графические файлы. Столь же легко и быстро производится проверка домашнего задания – оно пересылается из планшета ученика на доску.
Всё это уже не является сценой из фантастического романа: подобное оборудование выпускает турецкая компания Vestel. Об этом нам рассказывает Кыванч Ишик, генеральный директор компании Vestel в России.
В.: Г-н Ишик, читателям журнала Consumers’ Compass хорошо знакома такая продукция Vestel, как крупные бытовые приборы и телевизоры. Однако темой сегодняшней беседы является совсем иная техника сегмента B2B, в частности интерактивные видео доски, системы Digital Signage, смартфоны, планшеты и др продукты. Расскажите, пожалуйста, о ней нашим читателям.
О.: Данная продукция является достаточно новой для компании Vestel – мы начали шаг за шагом подходить к ней около трех лет назад, но уже в прошлом году достигли серьезных масштабов коммерческой деятельности в этом направлении. Начав с рынка Турции, мы вышли на европейские рынки, а в этом году – и на рынок России. В 2012 году наша компания выиграла тендер, который проводился турецким правительством, представив на него продукцию, полностью отвечающую установленным властями страны техническим требованиям. В этом конкурсе также принимали участие компании Arcelik, Samsung, ZTE и ряд других производителей мирового уровня. Предметом тендера была поставка оборудования для оснащения школ по всей территории Турции интерактивными классными досками, а также сопряженными с ними планшетными компьютерами.
Правительство уже подвело итоги первого этапа этого тендера, и Vestel выиграл его, получив право поставить в школы 85 000 интерактивных классных досок и первую партию планшетов – 4 000 единиц.
Только что стартовал второй этап тендера, на котором речь идет о гораздо большем объеме поставок – 300 000 интерактивных досок. Нашими конкурентами вновь являются корейские и китайские производители и IT-компании. Чтобы понять масштабы проекта, который финансируется Министерством образования Турции, достаточно привести такую цифру: школы должны бесплатно получить около 10 млн планшетных компьютеров! Компания Vestel является одним из основных участников этого проекта, получившего название FATIH. Эта аббревиатура турецких слов Firsatlari Artirma ve Teknolojiyi Iyilestirme Hareketi (в переводе – Движение к новым возможностям и технологиям) совпадает с именем выдающегося персонажа турецкой истории – султана Фатиха (он же Мехмед II Завоеватель), под чьим командованием в
Кстати, для Vestel данный проект включает в себя не только интерактивные классные доски и планшетные компьютеры. В конце этого года или начале следующего мы выпустим на турецкий рынок собственные смартфоны. Вначале это будет В2В проект, в рамках которого мы планируем развернуть сотрудничество с операторами GSM, но в дальнейшем, конечно, эта продукция будет предложена конечным потребителям.
Таким образом, мы располагаем достаточно широкой линейкой продукции, которая включает в себя интерактивные классные доски, планшеты, смартфоны, комбинированные системы дисплеев (так называемые видеостены), коммерческие мониторы со встроенным компьютером, прозрачные электронные витрины и другие решения. Еще одна категория, в которой мы достигли значительных успехов – телевизионные системы для отелей, установленные во многих гостиницах Турции и стран Европы.
Все это, вместе взятое, образует важнейшее В2В направление – Digital Signage, то есть системы отображения информации с помощью цифровых носителей.
В.: Цифры, которые Вы назвали, относятся только к средней школе, или также к турецким университетам?
О.: Нет, проект не охватывает высшую школу – только начальную и среднюю школы, причем только государственные. Однако сейчас интерес к нему стали проявлять и частные школы. Если же говорить о цифрах, то названные мной выше 10 млн планшетов – это как раз все учащиеся государственных школ в Турции.
В.: А каковы планы Vestel в отношении других стран, и, в первую очередь, России?
О.: Те внушительные объемы поставок интерактивных видеодосок и другого B2B оборудования, которых мы достигли в Турции, дали нам огромный опыт в данной сфере, а также позволили развернуть большие производственные мощности. В России мы начинаем деятельность в данном направлении с этого года. Нами уже установлены контакты с рядом компаний-интеграторов систем Digital Signage.
На следующем этапе мы намерены реализовать агрессивную маркетинговую стратегию, обращаясь уже напрямую к покупателям данного оборудования. В России ими являются частные школы, маркетинговые и рекламные агентства, торговые центры и крупные компании. Дело в том, что сфера применения B2B оборудования достаточно широка: так, например, интерактивные видеодоски можно использовать не только в образовательных целях, но также для проведения конференций, презентаций и т.д.
Во многих офисах достаточно давно используются аналоговые доски с встроенным принтером, позволяющие распечатать изображенный на доске материал. Сейчас мы переходим на новый, цифровой уровень подобного оборудования, когда уже ничего не надо печатать (хотя, конечно, при необходимости это можно сделать, отправив соответствующий файл на беспроводной офисный принтер по протоколу Wi-Fi). Интерактивная доска сама разошлет материалы всем, кому это необходимо, через офисный роутер. Вы ужу не тратите средства на бумагу, картриджи и прочие расходные материалы.
В.: Каков ассортимент продукции, предлагаемой компанией Vestel?
О.: В нашей линейке интерактивные доски двух размеров – с диагональю 65 и
В.:
О.: На данный момент доступно решение с разрешением Full-HD, но к концу года Vestel уже планирует выпуск телевизора и интерактивной видеодоски с разрешением 4К. Как производитель телевизионной техники с мощной производственной базой Vestel может выпускать любое телевизионное оборудование. У нас очень сильный отдел новых разработок, который постоянно создает высокотехнологичные продукты.
В наши дни и телевидение и телевещание очень сильно меняются. Уходит в прошлое обычный многочасовой просмотр телепередач, потребитель теперь желает иметь доступ к самому различному контенту, причем в любое время и в любом месте своего дома. Источником контента может быть ваш телефон, планшет, ноутбук, цифровая фотокамера, сеть интернет и т.д., а телевизор превращается в дисплей. Учитывая это, мы меняем наш подход, и ведем новые разработки в данном направлении.
В.: Какие оригинальные технические решения Vestel используются в выводимых на рынок
продуктах?
О.: Базовые программные решения, безусловно, разработаны инженерами Vestel. Но подобный продукт – это сочетание огромного количества элементов, которые нужно собрать воедино. Поэтому мы имеем развитую кооперацию с другими производителями, например, в части программного обеспечения интерактивной доски – с компанией Hitachi. А в рамках того проекта оснащения этими досками школ в Турции, о котором мы говорили выше, контент разрабатывает министерство образования. Без такой кооперации сегодня не выпускается ни одно технически сложное изделие.
В.: Меню интерактивной доски, которую мы видим в московском офисе Vestel, полностью русифицировано…
О.: В этом нет никакой проблемы – наша продукция продается в десятках стран мира, и всюду проходит необходимую локализацию. В Англии такая же доска имеет меню на английском языке, во Франции – на французском, в России – на русском. Перевод – это самая простая часть работы, достаточно просто заменить соответствующие скрипты. Гораздо серьезнее проблема подготовки преподавателей, способных работать с этим новым оборудованием. Многим из них в силу возраста уже нелегко освоить эту технику, тогда как дети без труда разбираются в ней. Ведь сегодня они уже с малых лет умеют пользоваться мобильным телефоном или планшетом. Получается, что ученики больше готовы к приходу в школы этого оборудования, чем учителя.
В.: На боковой стороне доски видна антенна роутера. Это означает, что прибор имеет выход в интернет?
О.: Да, совершенно верно, причем соединение может быть настроено в соответствии с требованиями покупателя. Например, в Турции правительство ограничивает доступ школьного оборудования к определенным категориям контента, а также передачу данных с одного устройства на другое. Поэтому инженерами Vestel предусмотрена возможность установки необходимых фильтров.
В.: Как компания планирует продвижение этой продукции в России?
О.: Я уже отметил, что мы устанавливаем контакты с потенциальными потребителями нашего оборудования. Тем частным школам и высшим учебным заведениям, которые проявляют к нему интерес, мы могли бы предоставлять его на определенный пробный период (например, на две недели), чтобы они могли лучше с ним познакомиться. Мы хотим, чтобы они ощутили все преимущества этой новой техники.
Понятно, что это техника не для массового потребителя: есть оценки, по которым емкость российского рынка Digital Signage (сюда входят и «беспроекторные» интерактивные видеодоски) составляет около 32 000 единиц – сравните это с 9 млн единиц для рынка телевизоров! Но мы уверены, что и в этой сфере рынок имеет большой потенциал, поскольку Россия развивается во всех областях гораздо быстрее, чем страны Европы. У вас, например, больше пользователей интернета, чем в Германии. Это означает, что в ближайшее время в России будет очень много школ, где окажется востребованным предлагаемое нами оборудование. Кроме того, в западноевропейских странах сейчас происходят очень сильные бюджетные сокращения, в том числе в образовании, и только две страны – Турция и Россия – показывают рост в этой сфере. Нет сомнений, что эти рынки окажутся наиболее привлекательными для производителей и разработчиков данных систем.