Путешествия
Северная Лавра – Кириллов Белозерский монастырь
04.08.2021

Северная Лавра – Кириллов Белозерский монастырь

В начале лета мы совершили увлекательное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург по Каналу имени Москвы, Волге и Волго-Балтийскому водному пути. Живописные реки и озера Русского Севера, старинные города и уникальные исторические памятники – каждый из семи дней этого круиза был наполнен яркими впечатлениями. Описав в первом очерке весь маршрут в целом, мы пообещали посвятить отдельные рассказы наиболее интересным его пунктам. Одним из них был находящийся в Вологодской области Кирилло-Белозерский монастырь. Его полное название, согласно «Православной Энциклопедии» – Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь.

Пристань Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь.

На третий день после отправления из Москвы наш теплоход «Константин Коротков» причалил к пристани Горицы на берегу Шексны. О расположенном здесь Воскресенском Горицком монастыре мы рассказывали в первом очерке (напомним, что он был основан в середине XVI в. княгиней Ефросиньей Старицкой и на протяжении многих лет своей истории был местом ссылки знатных особ женского пола).

Однако осмотр этого памятника русской истории нашей программой не был предусмотрен. Отсюда, из Гориц, мы на автобусе отправились за 20 км от реки, в город Кириллов, где на берегу Сиверского озера и находится Кирилло-Белозерский монастырь.

Почему Белозерский, если озеро Сиверское? Дело в том, что Белозерьем исстари назывался весь регион вокруг гораздо более крупного Белого озера на Вологодчине. И когда однажды ночью монах московского симоновского монастыря Кирилл услышал голос Божьей Матери: «Выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можно спастись», он отправился именно в эти края. Спутником будущего святого стал другой монах, Ферапонт.

В 1397 году, в возрасте 60 лет, преподобный Кирилл, который был одним из учеников и последователей Сергия Радонежского, ископал свою пещеру на берегу Сиверского озера, положив начало монастырю Пречистой Богородицы. А Ферапонт удалился на 15 вёрст от этого места и основал свой монастырь, выбрав для обители живописный открытый холм. Ферапонтов Белозерский монастырь славен уникальными росписями прославленного иконописца Дионисия, выполненными в 1501 – 1502 гг. (по желанию, туристы могут заменить экскурсию в Кириллов на экскурсию в Ферапонтово).

Литография XIX века, изображающая Кирилло-Белозерский монастырь

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важным опорным пунктом для закрепления в бассейне Северной Двины и Онеги, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки.

В Смутное время монастырь выдержал осаду 1612 - 1613 гг. и отбил несколько нападений войск польских и литовских интервентов.

В 1722 г. в обитель, находившуюся к тому моменту на пике своего расцвета, приезжал Пётр I. Однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать. Сказались и петровские реформы, направленные на подчинение церкви государству.

С 1924 года монастырь является историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Наиболее древняя его часть располагается вдоль Сиверского озера – это так называемый Старый город, состоящий из двух монастырей: Успенского и Ивановского. В середине XVII в. к северо-восточной части обители была присоединена большая территория, названная Новым городом.

Входим в монастырь через ворота в Казанской башне – одной из двух въездных башен Нового города. Башня получила название по находившейся рядом с монастырем деревянной Казанской церкви (позже каменный Казанский собор).

Вид на Казанскую башню с территории Нового города

Слева от входа – стена Нового города и одна из его четырех угловых башен – Вологодская. Это была первая башня, с которой началось возведение Нового города.


Северный келейный корпус (XVII-XVIII вв.) и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1569-1562 гг.). После строительства в XVII в. Нового города эти постройки оказались внутри монастыря.

Музейные экспонаты под открытым небом – старинные долбленые челны

Еще один уникальный экспонат музея-заповедника, к сожалению, пока не очень доступен для осмотра. Это деревянная церковь Ризположения, привезенная в Кирилло-Белозерский монастырь в 1958 г. Церковь, которая была создана в 1484 г. в селе Бородава, бывшем в то время вотчиной Ферапонтова монастыря, принадлежит к числу древнейших сохранившихся деревянных построек. Считается, что есть только один памятник русского деревянного зодчества, более древний, чем бородавский храм – это церковь Воскрешения Лазаря, построенная в конце XIV в. на северо-восточном берегу Онежского озера и перенесённая в 1959 г. в Кижи.

На церкви Ризоположения был проведен большой объём реставрационных работ, но в связи с отсутствием финансирования эти работы приостановлены и церковь находится во временном технологическом павильоне, сооруженном при её реставрации. Его планируется заменить постоянным, предохраняющим храм от воздействия осадков.

Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.) была построена и освящена вне монастырских стен рядом с часовней, поставленной преподобным Кириллом Белозерским. Позднее территория вокруг этого храма была обнесена невысокой каменной стеной и стала называться Малый Ивановский монастырь, а холм, на котором возвышалась церковь – Ивановской горкой.

Церковь Иоанна Лествичника была возведена над Святыми вратами на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Святые врата, построенные в 1524 г., ведут на главную соборную площадь Успенского монастыря. Врата имеют два пролета: более широкий для проезда и более узкий – для прохода.

Стены и своды Святых ворот покрыты фресковой росписью, исполненной в 1585 г. старцем Александром со своими учениками Омелином и Никитой.

Успенский собор и колокольня (1781-1784 гг.).

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал третьим каменным храмом на территории Белозерского края. Местный летописец назвал его «великой церковью» не случайно: храм превзошёл по своим размерам соборы главных московских монастырей.

Собор был возведен за пять теплых месяцев 1496 года артелью ростовских каменщиков, а в 1641 году расписан костромским мастером Любимом Агеевым «со товарищи».

Иконостас Успенского собора

Уникальным памятником древнерусской иконописи является иконостас, созданный около 1497 г.: это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени.

Каменное «узорочье» Успенского собора

Вид на собор с южной стороны

Настоятельский корпус, построенный в середине XVII века, сначала состоял из двух частей – архимандричьих и гостиных келий. В конце XVII в. кельи были надстроены вторым этажом, потом здание подверглось ряду мелких перестроек и только в 1821 г. обрело нынешний вид.

Слева от Святых ворот находится здание Северного корпуса монашеских келий. Его строительство началось в середине XVII в., а в XVIII-XIX вв. здание было переделано, получив унылый казарменный облик.

Интерьеры монашеских келий (здесь они были довольно просторными)

В южной части Успенского монастыря находится небольшая шатровая церковь Евфимия Великого, возведенная в 1646 г. Этот храм является больничным, поскольку слева от него располагаются Большие больничные палаты (1643-1644 гг.). Здесь врачевали не только монахов, но и монастырских слуг, местных крестьян и паломников, приходящих на богомолье. Рядом с палатами был аптекарский огород, где выращивали лук и чеснок (в те времена на Руси они считались лечебными), а также различные лекарственные растения.

Считается, что при постройке храма местные мастера пытались воспроизвести больничную церковь Зосимы и Савватия, которая находится в Троице-Сергиевом монастыре.

К южной стене церкви Евфимия пристроена небольшая трапезная палата, через которую можно было пройти в Большие больничные палаты. Таким образом палаты, церковь с трапезной и соединивший их переход представляли собой единый комплекс. А справа от церкви Евфимия – двухэтажное здание Духовного училища (конец XVII в.).

К южной стене Успенского собора, над гробницей основателя монастыря, пристроена церковь Кирилла Белозерского. Первоначальный храм был возведен в 1585 году, после того, как царь Иван Грозный упрекнул кирилловских монахов в недостаточном почитании своего «светильника». Через два столетия церковь разобрали «за ветхостью» и в 1781-1784 гг. построили новую.

За пышными кустами сирени у белых стен этого храма видна трехглавая Преображенская церковь, возведенная в 1595 г. над Водяными воротами, которые служили парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера.

Некрополь у стен церкви Кирилла Белозерского

Мостовая между церковью Кирилла Белозерского и Успенским собором

В течение столетий на территории монастыря появлялись захоронения старцев, схимников, игуменов, а с XIX века – даже богатых купцов. В конце XVIII в. многие могильные плиты стали использоваться в качестве строительного материала. Так, надгробными плитами была вымощена площадка у Успенского собора, Трапезной палаты и церкви Кирилла Белозерского. Эту «мостовую» длиной около 24 м и шириной от 2,6 до 7,8 м обнаружили в 1995 г. в ходе работ по срезке грунта. В ней более 130 могильных плит из разноцветного валунного камня и камня-плитняка,

Косая башня

Когда-то вторая въездная башня Нового города – Косая – имела значительно большую высоту. Но в конце XVIII в. башня обвалилась, и была сохранена только на высоту ограды. Свое название башня получила за то, что въезд через нее был сооружен не под прямым углом к плоскости стены башни, а наискось.

Северо-западная угловая башня имеет два названия – Большая Мереженная и Белозерская (с этой стороны из монастыря выходила дорога в сторону Белозерска)

Часть стены между Косой и Белозерской башнями, построенная в 1663-1667 гг., имеет в нижнем ярусе большие сводчатые палаты, которые использовались в качестве тюремных камер – ведь с конца XV века Кирилло-Белозерский монастырь был местом политической ссылки. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф, патриарх Никон, деятель старообрядчества Феодосий Ворыпин и др.

Самое высокое сооружение монастыря (24 м) – шестнадцатигранная Московская или Ферапонтовская башня, возведенная в 1660 г.

Памятник живой природы всероссийского значения – дуб черешчатый возрастом 220 лет, растущий у западного фасада Архимандричьих келий. Высота дерева 21 метр, диаметр ствола – 1,25 м.

Хлебенная башня

Небольшая по размерам Хлебенная башня (1630 г.) находится в стене, выходящей к Сиверскому озеру. Названа она так потому, что рядом внутри монастыря находилась хлебня – помещение для выпечки хлеба.

Сиверское озеро

Белокаменная твердыня над озерными водами

План Кирилло-Белозерского монастыря

Через несколько минут теплоход «Константин Коротков» покинет пристань Горицы. Наше путешествие продолжается, и следующий его пункт – удивительные Кижи, о которых написан отдельный рассказ.

Использована информация с сайта https://kirmuseum.org/ru

См. также:

Речной круиз 2021

Путешествие из Москвы в Петербург на теплоходе

Кижи: деревянное чудо Русской земли

Речной круиз 2020

Из Москвы-реки в Волгу-матушку

Углич: века и минуты российской истории

Рыбинск: столица волжских бурлаков

Золотые купола Ярославля

Кострома: волжская жемчужина «Золотого кольца»

Мышкин: классика русской провинции

Псковиана 2020

Псков: Россия начинается здесь

В заповедном Пушкинском краю

К древним крепостям и храмам Псковщины

На заповедных Талабских островах

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия