Путешествия
Вокруг Петербурга: Пушкин и Петергоф
01.04.2022

Вокруг Петербурга: Пушкин и Петергоф

Мы продолжаем знакомиться с историческими достопримечательностями пригородов Северной столицы: после Кронштадта и Гатчины, о которых шла речь в первой части нашего очерка, отправляемся на экскурсию в Пушкин и Петергоф.

ПУШКИН

Город Пушкин несколько раз менял свое название. Первоначальное поселение на его месте называлось Сарская Мыза, потом Сарское Село, с конца 1710-х гг., когда здесь была основана загородная императорская резиденция, и до 1918 г. город именовался Царское Село, с 1918 по 1937 г. – Детское Село, а в 1937 г. в связи со 100-летней годовщиной гибели великого русского поэта, получил имя Пушкин. Сейчас он входит в состав Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Тысячи туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы посетить музей-заповедник «Царское Село» – памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII - начала XX в.

Памятник А. С. Пушкину в Лицейском саду

По прибытии в Пушкин нас встречает сам Александр Сергеевич. Монумент, установленный в Лицейском саду – один из наиболее известных памятников поэту. Его открытие состоялось 15 октября 1900 г. Предварительно был проведен конкурс, победителя которого определил император Николай II – им был выбран эскиз скульптора Р.Р. Баха.

Осенью 1941 г. из-за очевидной угрозы разрушения памятника, жители города закопали его на территории Лицейского сада и сохраняли это место в тайне. После окончания войны бронзовую скульптуру подняли из земли, отреставрировали и вновь водрузили на постамент.

Знаменская церковь

Неподалеку от памятника в Лицейском саду находится церковь иконы Божией Матери «Знамение» – старейшее сооружение Царскосельского дворцово-паркового ансамбля и первое каменное здание Царского Села, построенное в 1734 – 47 гг.

Храм Воскресения Христова

В противоположность скромной Знаменской церкви, дворцовый храм Воскресения Христова увенчан пятью золочёными куполами. Храм не является отдельным зданием, он расположен в особом флигеле Большого Екатерининского дворца и через арку с крытым коридором соединен с ещё одним флигелем дворца, в котором когда-то находился Императорский Царскосельский лицей, а сегодня размещается мемориальный Музей-Лицей.

Церковь служила домовым храмом Романовых. В её стенах проходили торжественные богослужения во время пребывания императорского Двора в Царском Селе. Так, в 1796 г. здесь состоялось крещение будущего императора Николая I, а в 1826 г. был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I.

Купола дворцовой церкви и здание Лицея

Императорский Царскосельский Лицей

Это привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян было основано императором Александром I в 1811 г. В русской истории Лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им:

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село

Поэт учился в Лицее шесть лет (с 1811 по 1817 г.) и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность лицейскому братству. Первый выпуск оказался самым блистательным, а имена многих воспитанников вошли в историю России.

Большой Екатерининский дворец

Выполненный в стиле барокко Большой Екатерининский дворец – композиционный центр и главное украшение дворцово-паркового ансамбля. Лазоревые фасады дворца имеют протяжённость 300 м, а на позолоту его наружных и внутренних украшений ушло около 100 кг золота. Дворец был возведён для императрицы Екатерины I в качестве летней царской резиденции. Позже, при Елизавете Петровне, главное здание было перестроено под руководством архитектора Бартоломео Растрелли.

Во время Великой Отечественной войны корпуса дворца сильно пострадали, а часть из них была полностью разрушена. Работа по восстановлению дворца продолжается до сих пор. На сегодняшний день восстановлено несколько залов и Янтарная комната.

Стенной барометр на парадной лестнице дворца

Большой зал

Потолочная роспись Большого зала

Главное парадное помещение Екатерининского дворца – Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII в. Большой зал площадью более 800 кв.м. был создан по проекту архитектора Франческо Растрелли в 1752–1756 гг. и предназначался для проведения официальных приёмов, парадных обедов, балов и маскарадов.

Кавалерская столовая

К Большому залу примыкают помещения, в которых гости дворца ожидали приёма или выхода императрицы. Одно из них – Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф. Растрелли. Для зрительного расширения ее размеров на стенах размещены зеркала и ложные зеркальные окна.

Белая парадная столовая

Эта столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближённых. В центре зала – овальный стол с сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре.

Картинный зал

Этот парадный зал дворца получил свое название благодаря живописным полотнам, размещённым в нём по принципу шпалерной развески. Зал площадью около 180 кв.м простирается на всю ширину дворца. В войну Картинный зал сгорел, однако большинство картин удалось эвакуировать: из 130 полотен сохранилось 114.

Малая Белая столовая

С Малой Белой столовой, примыкающей к Картинному залу,  начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, позднее – Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку – великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Отделка столовой была выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 гг.

Янтарная комната (фото с сайта https://tzar.ru/)

Настоящей жемчужиной Екатерининского дворца является Янтарная комната – один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII в. Судьба этого шедевра драматична: созданная в Пруссии, она была подарена Петру I, а во время Великой Отечественной войны похищена немецкими захватчиками. Уникальный интерьер был воссоздан к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 г. Туристов просят не задерживаться в этом помещении, а фотографировать здесь запрещено. Поэтому мы приводим фото с официального сайта Музея-заповедника.

Золоченые ворота при входе во внутренний двор Екатерининского дворца

Камеронова галерея

Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, главными из которых являются Екатерининский и Александровский. В свою очередь, Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. По легенде, Старый (Голландский) сад основал сам Петр I.

Императрица Екатерина II увлекалась античным искусством, поэтому поручила отделку залов во дворце шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Чарльзу Камерону. По его проекту в 1784 – 87 гг. на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка была построена двухэтажная галерея в качестве составной части ансамбля Холодных бань, «Агатового павильона», Висячего сада и Пандуса.

Холодная баня с Агатовыми комнатами

Терраса Камероновой галереи через Висячий сад соединена с павильоном Холодной бани. На нижнем этаже здесь находилось несколько купальных бассейнов, а на верхнем этаже – Агатовые комнаты, где императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.

Екатерининский парк

Верхняя ванна (Мыльня Их Высочеств)

Павильон Верхняя ванна, построенный архитектором Ильей Нееловым в 1778 г. в стиле раннего классицизма, также называлось Мыльней Их высочеств и использовался членами царской семьи как баня с ванной.

Павильон «Эрмитаж»

Парковый павильон «Эрмитаж» в стиле барокко служил для увеселительных собраний узкого кружка придворных. Двухэтажный павильон, сооружённый  в 1743 - 1753 гг. находится на искусственном острове, окружён со всех сторон водой и ограждён балюстрадой. Попасть на остров можно только по подъёмным мостам через ров.

Павильон «Грот»

Павильон «Грот» с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике, был построен в 1749 – 761 гг.

Адмиралтейство

Комплекс из трех павильонов, называемый Адмиралтейством, был возведен в 1773-75 гг. на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая. В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду (отсюда и название «Адмиралтейство»). В XIX в. здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира. А в двух боковых корпусах, называемых Птичными домиками, или Птичниками, прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.

Чесменская колонна

На острове посреди Большого пруда находится Чесменская колонна, воздвигнутая в 1774–1778 гг. по проекту А. Ринальди в честь морских побед русского оружия в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг.

Рыбный канал

В начале 1720-х гг. перпендикулярно Эрмитажной аллее был выкопан Рыбный канал (при строительстве он назывался Поперечный). Это был первый в парке искусственный водоем, в котором предполагалось разводить рыбу. Из-за недостаточной проточности воды от этого пришлось отказаться, но название сохранилось. Предание гласит, что аллеи из елей и пихт по берегам канала посадил сам Пётр I. Во время Великой Отечественной войны деревья погибли, и их заменили молодые елки.

Фонтан «Девушка с кувшином»

Знаменитый фонтан «Девушка с кувшином» (другое название – «Молочница») – единственная скульптура, специально выполненная для Екатерининского парка. Статуя исполнена скульптором П.П. Соколовым на сюжет басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.

В начале Великой Отечественной войны, перед захватом города фашистами, статую Молочницы зарыли в землю, благодаря чему фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 г.

Эрмитажная кухня

Здание Эрмитажной кухни построено в готическом стиле, характерном для эпохи русского классицизма XVIIIXIX в. Постройка имела двойное назначение: она служила придворной кухней для гостей Эрмитажа, а в её центре был устроен арочный проезд, ведущий с Садовой улицы к павильону Эрмитаж. Поэтому второе название Эрмитажной кухни – Красные ворота. Сейчас это один из входов в Екатерининский парк с Садовой улицы.

А мы покидаем через эти ворота великолепный парковый ансамбль Царского Села, чтобы вернуться в Петербург и на следующий день отправиться на новую экскурсию по его окрестностям.

ПЕТЕРГОФ

Петергоф, куда мы теперь держим путь, расположен на южном берегу Финского залива к западу от Санкт-Петербурга. По железной дороге до него 29 км, но в летнее время лучше всего добраться до этого города-музея по воде, воспользовавшись судами на подводных крыльях, которые отправляются с причала на Адмиралтейской набережной, напротив Государственного Эрмитажа.

Комфортабельный «Метеор» следует от Дворцового моста мимо Стрелки Васильевского острова по Малой Неве к Финскому заливу. По пути можно полюбоваться достопримечательностями Петербурга, увидев с борта теплохода Эрмитаж, Адмиралтейство, здание Биржи с Ростральными колоннами, Петропавловскую крепость, а также взглянуть на стадион «Зенит-Арена» и «Лахта-центр».

Вид с Невы на Петропавловскую крепость

«Лахта-центр» – новая достопримечательность города на Неве

«Метеор» причаливает к пристани Петергофа

Входной билет в Нижний парк

Всего через 35 минут наш «Метеор» прибывает к причалу Нижнего парка. Здесь туристам нужно купить в кассе входной билет, чтобы направиться к памятнику мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII - XIX вв. – музею-заповеднику «Петергоф».

Морской (Самсоновский канал) с Аллей фонтанов

От причала к Большому дворцу идет Морской канал, прорезающий Нижний парк с юга на север. Идея создания канала принадлежала Петру I и первоначально имела не только декоративное, но и прикладное значение: эта водная артерия должна была связать дворец с Финским заливом.

Впервые Петергоф (нем. Peterhof Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 г. как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин, где находится Кронштадт. Основанный в 1710 г. как императорская загородная резиденция, он получил статус города с 1762 г. Активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I начались в 1710-е гг., в 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка.

Территория Нижнего парка очень велика (102,5 га), поэтому для ее осмотра лучше воспользоваться электрическим вагончиком. Планировку Нижнего парка определяют две системы аллей, расходящихся веером от Большого дворца и дворца Марли, причем каждая аллея заканчивается либо дворцом, либо фонтаном (их здесь более 150).

Большой каскад и Большой дворец

Большой Петергофский дворец – основное здание дворцово-паркового ансамбля. Между ним и морем находится Нижний парк, позади дворца – Верхний сад.

Фонтан «Самсон»

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» – центральный фонтан Большого каскада. Его струя бьёт вверх на 21 м. Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя погибла от огня артиллерии в 1942–1943 гг., поэтому в 1947 г. фигура библейского героя была воссоздана на основе архивных данных и фотографий.

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» расположены на оси Марлинской аллеи – главной аллеи парка, идущей параллельно морскому берегу. «Адам» находится в восточной части парка, «Ева» – в западной. Это единственные фонтаны в Петергофе, сохранившие своё изначальное скульптурное убранство: они не менялись на протяжении почти трёх веков.

Дворец Марли

Миниатюрный павильон-дворец Марли в западной части Нижнего парка получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 г. резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем. Во дворце хранятся некоторые личные вещи Петра I: суконный плащ-епанча, морская шинель, фляги, штофы, книги из личной библиотеки и др.

Каскад «Золотая гора»

Около дворца Марли расположен каскад «Золотая гора», названный так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Прообразом для него послужил один из каскадов французской королевской резиденции Марли ле Руа.

Фонтан «Тритон-колокол»

Миниатюрные фонтаны «Тритоны» появились на берегу Марлинского пруда в конце 20-х годов XVIII в. Скульптуры четырех одинаковых мальчиков-тритонов отлили в Англии в 1721 г. Правда, поначалу они держали в руках плоские чаши, и лишь позже были переделаны в колокола. «Тритоны-колокола» простояли на своем месте до войны и были украдены немецкими солдатами. В 1954 г. скульптор А.В. Гуржий создал новых бронзовых «Тритонов», ориентируясь на довоенные фотографии.

Одна из зеленых аллей парка

В парке много белок, которые совсем не боятся посетителей

Каскад «Шахматная гора»

На склоне террасы в восточной части Нижнего парка находится каскад «Шахматная гора» с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды.

Фонтан «Тритон»

Находящийся в саду перед южным фасадом здания Оранжереи фонтан «Тритон» представляет аллегорию торжества России в сражениях за Балтийское море. Тритон олицетворяет молодой флот России, который нанёс сокрушительное поражение шведской эскадре у мыса Гангут 27 июля 1714 г.

Римский фонтан

С северной стороны площадь перед каскадом «Шахматная гора» оформляют два одинаковых симметричных фонтана. Они называются «Римскими», поскольку по композиции напоминают фонтаны на площади перед собором Святого Петра в Риме.

Партерный цветник с фонтаном «Чаша»

У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны «Чаши», сооруженные в конце 1722 г. Их пробный пуск состоялся в присутствии Петра I. Эти старейшие фонтаны Петергофа за мощь струй получили второе название – «Большие фонтаны».

Партерный цветник перед дворцом Монплезир

В восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива, расположен и дворец Монплезир, построенный в 1714 - 1723 гг. Это был любимый дворец Петра I, которому хотелось, чтобы здание напоминало бы ему любимую Голландию, а из его окон было видно море.

Фонтан-шутиха «Диванчики»

Фонтан-шутиха «Зонтик»

В уголках Монплезирского сада притаились водяные забавы петровской эпохи – фонтаны-шутихи, которые в петровское время называлась «мочильные места». К ним вели крытые аллеи, не сохранившиеся до наших дней. Гости, покидавшие дворец Монплезир через флигели, шли по этим крытым аллеям и попадали под водяные струи, наступив на камни. А царь Петр, любивший шутки и розыгрыши, веселился, наблюдая эти сцены.

Ныне водяные шутихи Монплезирского сада «Дубок», «Зонтик», «Елочки», «Водяная дорога» и «Диванчики» – любимые фонтаны детворы.

Мостик в парке Александрия

Если о музее-заповеднике «Петергоф» слышали даже те, кто никогда не бывал в Петербурге, то примыкающий к нему дворцово-парковый ансамбль «Александрия» известен не всем. А между тем это очень интересная часть заповедника – место постоянного летнего отдыха четырёх поколений династии Романовых.

Александрия примыкает к восточной границе официальной императорской резиденции, отделившись стеной от Нижнего парка. Эта территория принадлежала четырём владельцам, получившим от Петра I участки для дач. По некоторым данным, в 1725 -1726 гг. эти земли приобрел Александр Данилович Меншиков и начал строить дворец «Монкураж» («Моя отвага»), но строительство не было завершено.

В 1825 г. император Николай I приобрел земли к востоку от Нижнего парка и подарил своей жене Александре Фёдоровне. Так возникла «Собственная Её величества дача Александрия».

Дворец «Коттедж»

В 1826 г. последовало распоряжение царя «строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый „котичь“ со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». С этого года и началось устройство парка, строительство летнего дворца  в английском стиле, который назвали «коттедж».

По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а «мужем петергофской помещицы», а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она «была счастлива, как нигде больше».

Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер загородной резиденции, по указу императора в 1831 г. была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. К 1860 г. скромная ферма превратилась в Фермерский дворец императора Александра II.

Готическая капелла

Николай I сам выбрал место для домовой церкви своей семьи. В июле 1834 г. церковь была освящена во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Созданная в средневековом стиле, она получила название Готической капеллы.

Со времени освящения Готическая капелла служила домашней церковью четырех поколений российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.

Полюбовавшись парком Александрия, мы возвращаемся к Большому Петергофскому дворцу, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 м, раскинув крылья над водяной феерией Большого каскада.

Большой Петергофский дворец

Делаем снимок на память

Бросаем взгляд на Большой каскад и Морской канал с террасы дворца

Вскоре быстрый «Метеор» доставил нас по волнам Финского залива к гранитным набережным Петербурга. Наше путешествие по пригородам Северной столицы завершилось. Впереди – новые маршруты. Ведь в нашей прекрасной стране столько интересных мест, в которых хочется побывать.

См. также:

Вокруг Петербурга: Кронштадт и Гатчина

Путешествие из Москвы в Петербург на теплоходе

Северная Лавра – Кириллов Белозерский монастырь

Кижи: деревянное чудо Русской земли

Остров Валаам: место святой силы

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия