Путешествия
Вокруг Петербурга: Кронштадт и Гатчина
28.03.2022

Вокруг Петербурга: Кронштадт и Гатчина

Остается совсем немного времени до открытия навигации 2022 года на реках России. Есть все основания предполагать, что речные круизы, и без того весьма популярные у наших туристов, в этом году будут гораздо более востребованными, чем раньше.

Читатели наших очерков о речном круизе из Москвы в Санкт-Петербург, который мы совершили летом 2021 года на теплоходе «Константин Коротков», помнят, что мы обещали рассказать об интересных экскурсиях по этому городу и его окрестностям. Выполняем свое обещание.

Вид на Большой Обуховский мост с причала «Уткина Заводь»

Ранним июньским утром наш теплоход пришвартовался к причалу «Уткина Заводь». Здесь завершился наш речной маршрут, но не закончилось наше путешествие, в программу которого также входили экскурсии в день прибытия, которые можно было выбрать заранее. Мы остановили свой выбор на поездке в Кронштадт, и в ожидании экскурсионного автобуса успели полюбоваться новой достопримечательностью Петербурга – Большим Обуховским мостом.

Это первый современный вантовый мост России и единственный неразводной мост через Неву. Мост, соединяющий проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную, на которой располагалась наша пристань, был возведен к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга (первая очередь моста была открыта 15 декабря 2004 г., вторая – 19 октября 2007 г. Горожане часто называют мост просто Вантовым.

КРОНШТАДТ

Герб Кронштадта

Цель нашей поездки – город Кронштадт – находится на острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря. До недавнего времени добраться сюда из Санкт-Петербурга можно было только по воде. Но после того, как в 2011 г. была открыта дамба, защищающая Петербург от наводнений, появилась сухопутная дорога – часть ее как раз и проходит по дамбе.

Время в пути пролетело незаметно, и вот мы уже делаем первую остановку – это пешеходная зона в Безымянном переулке, где расположено сразу несколько современных достопримечательностей Кронштадта. Для начала изучаем герб города, утвержденный  императрицей Анной Иоанновной в 1730 году: в его левой части изображены маяк и крепостная стена, а в правой – котел.

Памятник котлу

Неподалеку находится памятник этому котлу – по преданию, в 1703 г. он был брошен военным отрядом шведов, убежавшим со своих позиций при приближении русских шлюпок под командованием Петра I. В память об этом остров получил название Котлин, а изображение котла попало на городской герб.

В наши дни, посещая Кронштадт, туристы кидают в котел монетки и загадывают желания.

Дерево желаний

Совсем рядом, на улице Карла Маркса, расположен еще один объект для загадывания желаний – он так и называется: «Дерево желаний». Выполненное из чугуна, оно имеет высоту 4 м, а ритуал состоит в том, чтобы забросить монетку в гнездо совы и трижды обойти ствол по часовой стрелке.

Фото на память у герба Кронштадта

Обводный канал

Сфотографировавшись на память под городским гербом, мы отправляемся дальше, к Обводному каналу, по которому когда-то доставлялись товары с торговых судов, зимовавших в Купеческой гавани, к городским торговым рядам.

Памятник блокадной клюшке…

…и доска со стихами в её честь

В 2005 г. на западной стене Обводного канала, около Синего моста, был установлен небольшой памятник в виде волны, поднимающей трех рыбок. Это памятник колюшке – рыбке, благодаря которой жители осажденного города пережили блокаду. Каждый год 27 января, в День снятия блокады, сюда приносят цветы.

Здание мареографа кронштадтского футштока

На устое Синего моста через Обводный канал установлен Кронштадский футшток – планка-линейка, для измерения уровня водной поверхности. От нуля Кронштадтского футштока на всей территории бывшего СССР производятся измерения абсолютных высот на суше, а также глубин всех рек, озер и морей.

Схема Кронштадского футштока: 1 – мареограф; 2 – копинист; 3 – столик мареографа; 4 – шток задвижки; 5 – задвижка Лудло; 6 – футшток; 7 – металлический трап; 8 – пластина Тонберга; 9 – отстойник мареографа; 10 – устой моста

В небольшом павильоне, построенном в советское время, расположен колодец глубиной 7 м, соединенный с Финским заливом. На поверхности колодца находится поплавок мареографа – самопишущего прибора, автоматически отмечающего колебания уровня моря.

Памятник П.К. Пахтусову на фоне Итальянского дворца

Если для того, чтобы рассмотреть памятник колюшке надо сильно присмотреться к противоположной стене канала, то для обозрения двух других кронштадтских памятников нужно, наоборот, задрать голову – ведь оба установлены на высоких постаментах.

Речь идет о памятнике русскому мореплавателю и гидрографу Петру Кузьмичу Пахтусову (1800-1835), родившемуся в Кронштадте. В здании за его спиной когда-то находилось Штурманское училище, где проходил обучение будущий великий мореплаватель. Но больше оно известно как Итальянский дворец, который был возведен для Александра Меншикова, сподвижника Петра Первого. Считается, что дворец получил такое название, поскольку был построен по проекту итальянских зодчих, как и многие дворцы Петербурга.

За свою историю дворец много раз перестраивался, и от первоначального проекта на сегодняшний день мало что осталось. Сейчас в нем находится Военно-морской инженерный институт.

Памятник живописцу И.К. Айвазовскому

Неподалеку, напротив Итальянского пруда, находится памятник художнику-маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому, установленный в 2007 г. (автор – Владимир Горевой). Айвазовский, чье творчество было посвящено морской тематике, создал около десятка своих полотен в Кронштадте, который был базой Балтийского флота России.

Петровский док

С историей российского флота связана следующая достопримечательность Кронштадта – Петровский док. Это первый отечественный сухой док, проект которого создал лично Пётр I. Идея состояла в том, чтобы заводить суда в каналы, запирать их там шлюзами, а воду спускать в глубокий овраг, выкопанный в глубине острова – это позволяло обходиться без насоса, но требовало множества рабочих рук, поскольку все операции выполнялись вручную, без машин. Грандиозные земляные работы по постройке дока начались в 1724 г., а закончились только в 1752 г., во время царствования Елизаветы Петровны.

Общая длина каналов дока – 2240 м, он мог вмещать до десятка небольших судов.

Петровский парк

Миновав Петровский док, мы оказываемся в Петровском парке – памятнике истории XIX века. Когда-то на месте парка было обширное болото, поросшее камышами. Но после того, как в 1839 г. главным командиром Кронштадтского военного порта был назначен знаменитый адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, он энергично принялся за благоустройство территории Кронштадта. Из-за отсутствия в казне средств адмирал за свой счет нанял рабочих, которые прорыли водосточные канавы и замостили несколько улиц. При этом саженцы для озеленения Беллинсгаузен выписывал сам из разных уголков страны.

Памятник Петру I

В центре парка установлен памятник Петру I, отлитый в 1841 г. скульптором Клодтом. Это первый памятник, изображающий царя-реформатора в полный рост – ранее были либо бюсты, либо конные статуи. В 1961 г. у памятника украли шпагу, которую так и не нашли, и вместо неё пришлось отливать другую.

Зимняя пристань

К Петровскому парку примыкает Зимняя пристань, у которой стоят корабли Балтийского военного флота. Пристань (тогда еще деревянная) была заложена во времена Петра, к её строительству привлекали пленных шведов, крепостных крестьян и осуждённых на каторжные работы.

В 1859 г. началась замена деревянных сооружений на каменные, а свой современный вид пристань приобрела в 1882 г. Именно от Зимней пристани до революции начинались все кругосветные путешествия русских моряков.

«Маяк» (задний створный знак Кронштадтского рейда)

Сооружение, которое многие принимают за маяк, на самом деле является задним створным знаком Кронштадтского рейда. Построенный в 1898 г., этот навигационный знак имеет высоту 41 м и виден за 30 км от Кронштадта.

Никольский Морской собор

Морской собор святителя Николая Чудотворца (Ставропигиальный Никольский Морской собор) – последний и самый крупный из морских соборов, построенных в Российской империи. Собор в неовизантийском стиле, посвященный памяти погибших в боях русских моряков, был сооружён в 1903 – 1913 гг., по проекту архитектора Василия Косякова.

Храм является самым высоким зданием на острове: вместе с крестом его высота превышает 70 м. В этом и состоял расчет архитектора: крест должен был издалека быть виден судам, подходящим к Кронштадту.

С архитектурной точки зрения собор представляет собой реплику константинопольского храма Святой Софии, но с немного уменьшенными и измененными пропорциями.

В советское время служба в храме была прекращена, а в здании открыли кинотеатр. В 2002 г. собор вновь был передан в лоно Русской православной церкви, начались реставрационные работы, а в 2005 г. возобновились богослужения.

Мемориальные доски

Внутри храма было установлено 150 мраморных мемориальных досок: на черных были высечены имена морских офицеров, погибших в боях или при исполнении служебного долга, на белых (в алтаре) – имена погибших в море священнослужителей. В ходе реставрации удалось восстановить не все фамилии.

Купольные росписи

Центральный собора купол имеет внутренний диаметр 27 м. В 1930-х гг. художественная роспись куполов была закрашена. В 2011-2012 гг. выполнена масштабная реставрация собора – коллектив художников-реставраторов насчитывал более 200 человек. Ими были расчищены, укреплены и восстановлены, а также заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор и другие детали.

Памятник адмиралу С.О. Макарову

На Якорной площади перед Морским собором в 1913 г. был установлен монумент в честь вице-адмирала Степана Осиповича Макарова – выдающегося русского флотоводца, океанографа, полярного исследователя и кораблестроителя. Адмирал стоит, преодолевая ветер, полы его шинели развеваются, а у ног вздымается бронзовая морская волна, символизирующая японского дракона и увлекающая его в морскую пучину.

Макаровский мост

Имя С.О. Макарова носит и ажурный мост, переброшенный через Петровский овраг, проходящий сбоку от Якорной площади. Мост возведен в 1913 г., когда в Кронштадте завершалось сооружение Никольского собора. По легенде, император Николай II, прибывший на церемонию освящения храма, побоялся первым пройтись по мосту, который выглядел легким и воздушным. Тогда один из офицеров проверил его прочность, перейдя на Якорную площадь. За смелость император поощрил его наградой.

А сам Петровский овраг, проходящий под Макаровским мостом – это одно из старейших сооружений Кронштадта. Здесь в конце XVIII в. был построен док, где проводился ремонт кораблей. Овраг служил водоотводом, по которому вода из дока самотеком уходила в доковый бассейн и затем откачивалась в Финский залив.

Мозаика «Триумф российского флота»

Миновав мост, мы выходим к новой достопримечательности Кронштадта, установленной неподалеку от Собора в 2018 г. Это мозаика размером 8 х 10 м, воспроизводящая картину народного художника Василия Нестеренко «Триумф российского флота», написанную еще в 1994 г.

На мозаике изображен парад русского флота в Кронштадте, который Петр I принимал в 1723 г. Император запечатлен в тот момент, когда он всходит на ботик «Святой Николай», чтобы стать рулевым (за весла возьмутся адмиралы). Рядом с самодержцем его ближайшие сподвижники – командующий флотом генерал-адмирал Апраксин, канцлер Головкин и дипломат Толстой. Архиерей Гавриил Бужинский благословляет царя Казанской иконой Божией Матери. А европейские посланники снимают шляпы перед гением Петра и мощью российского флота.

Здесь, на площади у Никольского Морского собора, мы завершаем свою экскурсию по Кронштадту.

ГАТЧИНА

Следующим звеном в нашей цепи путешествий по окрестностям Северной столицы стала Гатчина – районный центр примерно в 50 км от Петербурга с населением 80 тысяч человек. Впервые этот населенный пункт упоминается как владение Великого Новгорода в писцовой книге 1499 года – правда, тогда это было село Хотчино.

Исторический центр города, а также расположенный здесь Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина» включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Герб Гатчины

С городским гербом Кронштадта мы уже знакомы, а теперь перед нами официальный символ города Гатчина, утверждённый императором Павлом I 13 декабря 1800 г. Вверху, в золотом поле, российский государственный двуглавый орёл с серебряным мальтийским крестом (как известно, в 1798 г. Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена).

Внизу, в лазоревом поле золотая литера G (Гатчина является одним из четырёх российских городов, имеющих на своём гербе заглавную букву названия). Еще одна особенность герба – вензель Павла I (императорские вензеля встречаются на гербах всего шести городов России).

Большой Гатчинский дворец

В 1765 г. Гатчинскую мызу купила Екатерина II и пожаловала генерал-фельдцейхмейстеру графу Г. Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте, в результате которого она стала императрицей. С этого момента началась история дворцово-паркового ансамбля в Гатчине.

По проекту архитектора Антонио Ринальди был построен Большой Гатчинский дворец, который сочетает в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. Рядом с дворцом был создан парк в «английском вкусе» – первый в России пейзажный парк.

Памятник Александру III

Всего за несколько дней до нашей поездки в Гатчину, 5 июня 2021 года, в парадном дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца состоялось открытие монумента императору Александру III (в церемонии принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин). За основу композиции памятника был взят проект скульптора Паоло Трубецкого 1899 г. (эскизная модель памятника хранилась в Русском музее).

История Гатчины тесно связана с именем Александра III: дворец был официальной резиденцией предпоследнего российского Императора на протяжении всех 13 лет его царствования.

Памятник Павлу I

Монумент императору Павлу I на площади перед Гатчинским дворцом является символом города. Он был установлен в 1851 г. императором Николаем I в память об отце. В открытии памятника участвовал и будущий император Александр III, в возрасте шести лет.

Григорий Орлов предполагал использовать поместье главным образом для охоты, поэтому Антонио Ринальди спроектировал дворец в виде охотничьего замка: трёхэтажное главное здание и две пятиугольные башенки по сторонам.

Внутреннее убранство дворца восхищает: роскошные тронные залы, живописные гобелены, нарядная Малиновая гостиная… К сожалению, фотографировать во дворце запрещено, поэтому мы не можем привести здесь снимки дворцовых интерьеров, так что читателю остается поверить нам на слово.

Подземный ход

Интересный архитектурный элемент дворца – подземный ход длиной около 120 м, который соединяет его с берегом Серебряного озера и гротом «Эхо». Экскурсоводы предлагают посетителям музея-заповедника громко спросить: «Кто здесь четыре года правил?». И гулкое эхо, образовавшееся под сводами подземной галереи, отвечает: «Павел».

Собственный сад

Крытая галерея

По паркам, прилегающим к дворцу, можно гулять часами. Так, непосредственно у дворца находится Собственный сад – он назван так потому, что  предназначался только для прогулок и трапез императорской семьи. В Собственный сад выходили окна личных покоев императора Павла I, находившихся на первом этаже. Украшением сада являются итальянские скульптуры ХVIII в. и галереи из живых растений (берсо).

Орловский дуб

Одно из самых старых деревьев Гатчинского парка – одиноко стоящий дуб высотой более 20 м на Серебряном лугу. По легенде, он был посажен при графе Григории Орлове. Вероятно, это были несколько саженцев, срощенных в одно дерево – по моде XVIII в. В 1970-х годах в дерево ударила молния и расколола его на две части, но дуб продолжает жить и радовать гостей парка.

Карпин мост

Через водоемы паркового комплекса переброшены живописные мосты. Например, Карпин мост, который получил свое название от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду. Мост был разрушен в годы войны, и вновь воссоздан в 80-х годах ХХ в.

Мост с кордегардиями

Другой каменный мост был переброшен через ложбину между Чёрным и Белым озёрами в 1792-1794 гг. С двух сторон моста располагаются караульные помещения – кордегардии, которые и дали ему такое название.

Белое озеро

Адмиралтейство

В начале 1790-х гг. в гатчинском парке было построено Адмиралтейство, или Голландия – просторное деревянное здание на массивных каменных столбах, предназначенное  для хранения небольших парусных и гребных судов. Возле Адмиралтейства был выкопан пруд, суда из которого переправляли по каналу в Белое озеро, где разыгрывались «морские» баталии. В 1993 г. пожар уничтожил деревянную постройку, от которой остались только каменные столбы.

Один из участков водного лабиринта

В одном из заливов Белого озера в 1790-х гг. были для забавы созданы искусственные острова, между которыми образовались протоки причудливой формы шириной от 7 до 12 м. Лабиринт имел несколько тупиков и неожиданных поворотов, поэтому гостям, заплывшим в него на лодках, было трудно вернуться снова в Белое озеро.

Вид на террасу-пристань с противоположного берега озера

Одним из центральных сооружений дворцового парка является терраса-пристань, которая расположена почти на оси главного корпуса дворца и с противоположного берега озера терраса воспринимается как его цоколь. Терраса использовалась в качестве пристани для судов гатчинской флотилии, насчитывавшей до 24 судов.

Павильон Венеры

На оконечности острова Любви в Белом озере, отсеченного от суши искусственными каналами, находится павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере. Прообразом павильона стало подобное сооружение, находившееся во Франции, в поместье принца Конде. Во время заграничного путешествия по Европе цесаревич Павел Петрович увидел эту парковую затею и пожелал, чтобы нечто похожее появилось в его любимой Гатчине.

Архитектор Винченцо Бренна, построивший павильон Венеры в 1792 – 1794 гг., не стал копировать французскую постройку, а передал только саму её идею. Гости подплывали к острову на лодках и поднимались по ступенькам в залы.

Плафон «Триумф Венеры»

Внутри павильон украшает огромный живописный плафон «Триумф Венеры» площадью 80 кв.м, выполненный художником И.Я. Меттенляйтером в 1797 г., и роспись в технике «гризайль».

Берёзовый домик

Сооружение в виде поленницы берёзовых дров, было возведено по проекту архитектора Франсуа Виолье в середине 1780-х гг. В то время в европейских парках вошли в моду «садовые обманки» в виде крестьянских изб и убогих хижин.

Портал «Маска»

Для маскировки Берёзового домика рядом был сооружен монументальный портал, закрывающий эту незатейливую постройку и похожий на парадное крыльцо перед дворцом. Для постройки портала использовался пудостский камень – известковый туф, добываемый в окрестностях Гатчины.

Портал «Маска» – одна из немногих построек Гатчинского парка, которая не пострадала во время войны (в отличие от Берёзового домика, полностью уничтоженного пожаром и восстановленного в 1975 г.).


Интерьер Берёзового домика


Потолочный плафон

Внутри Берёзового домика посетителей ожидает сюрприз – роскошный интерьер с росписью, золоченой лепниной и обилием зеркал.

Полюбовавшись зелёными парками Гатчины, мы возвращаемся в Петербург, чтобы уже на следующий день вновь отправиться на экскурсии по окрестностям великого города. Нас ждут Пушкин и Петергоф.

См. также:

Вокруг Петербурга: Пушкин и Петергоф

Путешествие из Москвы в Петербург на теплоходе

Северная Лавра – Кириллов Белозерский монастырь

Кижи: деревянное чудо Русской земли

Остров Валаам: место святой силы

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия