Из Москвы-реки в Волгу-матушку
Этим летом нам, как и многим другим россиянам, пришлось поменять свои планы. Из-за пандемии коронавируса не состоялся заграничный морской круиз, о котором мы так мечтали, совершив подобное путешествие по Восточному Средиземноморью.
Но раз морские маршруты оказались недоступны, а зарубежный туризм уступил место внутреннему, можно отправиться в плавание по рекам – именно так мы и сделали, как только открылась туристическая речная навигация. Тем более, что из Москвы (которая, как известно, является портом пяти морей), лежат водные пути и к городам Поволжья, и на Северо-Запад, к Ладоге и Неве. Мы остановили свой выбор на самом, пожалуй, популярном маршруте, включающем города Углич, Кострому, Ярославль, Рыбинск и Мышкин. Был в программе и знаменитый Плес, но в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией, сложившейся в Ивановской области, заход в этот город не состоялся.
Теплоход сейчас покинет причал, где полным ходом идет реставрация
Таким был Северный речной вокзал в 1937 году…
…и таким он стал после реставрации, завершившейся в 2020 году (фото: vk.com/mossobyanin)
Наше путешествие на теплоходе «Андрей Рублёв» началось от Северного речного вокзала столицы – главного здания в комплексе сооружений канала имени Москвы. Вокзал, построенный в стиле «сталинский ампир», находится на берегу Химкинского водохранилища, и окружен большим парком. Высота здания со шпилем 75 метров, длина по фасаду 150 метров, высота шпиля 27 метров – по оригинальному проекту шпиль на время навигации должен был подниматься, в межсезонье опускаться, но эту операцию проводили крайне редко.
Мы покидали порт, когда полным ходом шла реставрация вокзала и парка. Открытие комплекса состоялось позже, в День города – 5 сентября 2020 года. В ходе работ, которые длились три года, были сохранены основные элементы здания, а недостающие восстановлены по историческим образцам. Теперь на вокзале 17 причалов, рассчитанных на прием и отправление 24 судов в сутки, а запланированная пропускная способность – порядка 1,5 миллиона пассажиров в сезон. Создан здесь и детский аттракцион: уменьшенная копия канала имени Москвы – ручей со шлюзами и подсветкой.
Обновленная звезда на шпиле Северного речного вокзала (фото АО «ТВ Центр»)
В рамках комплексной реставрации Северного речного вокзала специалисты восстановили его главный декоративный элемент – легендарную звезду, которая на протяжении 80 лет венчала шпиль здания. В ходе работы реставраторы вручную перебрали каждый из 741 полудрагоценных камней. В центре звезды с обеих сторон находятся два знака серпа и молота, инкрустированных топазами, александритами, аметистами, аквамаринами, горным хрусталем и бериллами.
Существует миф о том, что с 1935 по 1937 гг. звезда венчала Спасскую башню Кремля, а затем была помещена на шпиль вокзала. Однако при всем внешнем сходстве детали конструкции этих звезд совсем иные, да и изготавливались они совершенно разными заводами: звезду для Спасской башни делали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду для Речного вокзала – на заводе № 81 имени Молотова в г. Горьком (сейчас Нижний Новгород).
Северный речной порт – главный грузовой терминал столицы
Канал имени Москвы
Новые районы города Долгопрудный подошли к берегу канала
Перепады высот между Волгой, Москвой-рекой и шлюзами
Строительство канала
Путь из Москвы-реки в Волгу проходит по каналу имени Москвы – сложному гидротехническому сооружению, построенному в 1932-37 гг. заключенными «Дмитлага». Грандиозная стройка забрала жизни тысяч людей.
23 марта 1937 года гидростроители «остановили Волгу», то есть приступили к наполнению канала. Течение крупнейшей реки было остановлено на три минуты – при этом на огромную плотину, построенную у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, пришелся мощнейший удар воды, но плотина выдержала. К 17 апреля 1937 года произошло заполнение водой всей трассы канала и системы искусственных водохранилищ (Московского моря). Трасса проходила через множество селений, попадавших в зону затопления (всего было перенесено 200 сел).
Сооружение канала, соединившего Волгу с рекой Москвой, разрешило все водохозяйственные проблемы столицы на несколько десятилетий вперед
Насосная станция шлюза № 6 в Икше
Шлюз № 6
Доски на стенах шлюза с указанием основных технических данных
Особенностью канала является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода в камеры шлюзов поднимается насосами. Всего на 128-километровой трассе восемь шлюзов: один на Волге, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне. Выйдя из Северного речного порта, суда проходят шлюзы, начиная с № 6 в Икше и до № 1 в Дубне.
Участок канала длиной 74 км от Икши до Иваньковского водохранилища является лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды. Каждый из пяти гидроузлов этого участка (от № 6 до № 2, если следовать из Москвы) состоит из судоходного шлюза и насосной станции, а общий перепад высот составляет 38 м.
Этапы шлюзования
Наблюдать за процессом шлюзования всегда очень интересно. Суда входят в камеру шлюза, ожидают, пока выровняются уровни воды в камере и на участке канала за ней – тогда открываются ворота камеры и суда следуют дальше. Высота подъема воды в камерах шлюзов – 8 м (в шлюзе № 1 – 12 м).
Открытая створка нижних ворот шлюза
Верхние ворота шлюза служат затвором камеры – они уходят под воду, когда камера наполняется водой
Длина каждого шлюза – 290 м, ширина – 30 м, глубина – 5,5 м. Верхние ворота представляют собой мощные сегментные щиты, служащие одновременно и затворами, с помощью которых производится наполнение камеры водой. Нижние ворота камеры – двустворчатого типа.
Икшинское водохранилище
Около 20 км длины канала составляет путь по водохранилищам – Химкинскому, Клязьминскому, Пяловскому, Пестовскому и Икшинскому.
Каждый шлюз имеет свой архитектурный облик: например, башни шлюза №5 имеют по форме напоминают подпорные гидротехнические сооружения
Башни шлюза № 3 в Яхроме увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Колумба
Во время Великой Отечественный войны две башни шлюза № 3 были взорваны советскими войсками при отступлении, чтобы не дать немцам захватить такое важное стратегическое сооружение, как канал. В 1942 году башни были восстановлены.
Дмитров, как известно – центр российского воздухоплавания. На выходе из шлюза № 4 в Деденево близ Дмитрова воздушные шары опускались так низко, что почти касались судов.
Теплоход проходит шлюзы и водохранилища, а тем временем пассажиров приглашают на знакомство с его командой
Инструктаж по пользованию спасательным жилетом
Раннее утро на Волге
Калязинская колокольня
Если утром второго дня круиза вы встанете пораньше, то увидите знаменитую Калязинскую колокольню.
В 1939 – 40 гг. часть территории города Калязин, включая все основные памятники истории и архитектуры, была затоплена при строительстве Угличской ГЭС. Сохранилась лишь «плавающая» на небольшом островке колокольня Никольского собора высотой 74,5 м (построена в 1800 г.), а сам собор был разобран перед затоплением. Колокольню оставили из утилитарных соображений, в качестве маяка, поскольку Волга делает здесь крутой поворот. Первый ярус колокольни частично скрыт ниже уровня воды под слоем нанесённого грунта.
За колокольней виден рефлектор радиотелескопа РТ-64, установленного в Калязинской радиоастрономической обсерватории (диаметр антенны 64 м).
Колокольня на озере Резия (Италия)
Интересно, что у калязинской колокольни есть «сестра» в Италии, на озере Резия (Lago di Resia), искусственно образованном на месте двух естественных озер в горной долине Val Venosta на границе со Швейцарией и Австрией. В 1950 г. в связи с острой нехваткой электроэнергии здесь была построена гидроэлектростанция, а небольшой городок Граун, вопреки протестам жителей, был взорван и ушел на дно водохранилища. Осталась лишь романская колокольня XIV века.
Впереди – Угличский гидроузел на Волге
Миновав Калязин, мы приближаемся к первому пункту нашего речного круиза – городу Углич. О нем – наш следующий рассказ.
См. также
Продолжение речного круиза
Углич: века и минуты российской истории
Рыбинск: столица волжских бурлаков
Кострома: волжская жемчужина «Золотого кольца»
Мышкин: классика русской провинции
Наши путешествия по России
Пятигорск – город у пяти вершин
Таганрог: жизнь по солнечным часам
Наш морской круиз
Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 1
Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 2