Путешествия
Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 4
07.01.2020

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 4

Время в увлекательном морском круизе пролетает незаметно. Всего несколько дней назад наш лайнер покинул порт Венеции, после чего мы побывали в итальянском Бриндизи, греческом Катаколоне, посетили древнюю Олимпию, остров Миконос и столицу страны – Афины, затем зашли в албанский порт Саранда и хорватский Дубровник, а теперь возвращаемся к исходной точке нашего путешествия.

Карта Венеции: 1 – канал Джудекка, 2 – Большой канал, 3 – пассажирский морской порт, 4 – Пьяццале Рома, 5 – вокзал Санта-Лючия, 6 – площадь Сан-Марко, 7 – мост Риальто, 8 – остров Сан-Джорджо-Маджоре, 9 – остров Мурано

Пройдя за ночь 312 морских миль от Дубровника, в 7.30 утра наша MSC Musica прибыла в Венецию. Утреннее небо над городом переливалось оттенками розового золота, когда мы вошли в канал Джудекка (Canale della Giudecca) – путь, по которому круизные суда следуют к пассажирскому терминалу. Где-то неподалеку, за крышами домов, лежал Большой канал (Canal Grande), куда таким гигантам дорога заказана: он слишком узок для них и пересечен мостами.

Рассвет над Венецией

Судно идет по каналу Джудекка вдоль набережной Дзаттере

Катер с лоцманом отходит в сторону…

…открывая лайнеру путь к причалу

Несмотря на то, что большинство пассажиров сходило на берег именно в Венеции, никакой суеты и толчеи не было: наши чемоданы, с вечера выставленные к порогу каюты, уже ждали нас в зале терминала. Самый простой способ добраться от порта до города – воспользоваться автоматической электричкой People Mover. Ее поезда из двух вагонов, не имеющие машиниста, движутся по эстакаде, до которой всего несколько минут хода, а билет стоит 1,5 евро.

Электричка People Mover

Мост Конституции

Буквально пять минут – и электричка прибывает на площадь Пьяццале Рома (Piazzale Roma). Если вам нужно в аэропорт Марко Поло – то именно отсюда, с городского автовокзала, к нему уходят автобусы. Если на железнодорожный вокзал Санта Лючия – нужно лишь перейти через мост Конституции (самый новый в Венеции, открытый в 2008 г.). Ступеньки на лестницах моста сделаны из истрийского камня и закаленного стекла. Все прекрасно, только почему-то не предусмотрены пандусы, чтобы катить чемоданы, так что придется брать их в руки. Или воспользоваться услугами многочисленных носильщиков, которые снуют здесь со своими тележками.

Указатели на стене дома

Наш отель был недалеко от вокзала, в узенькой улочке Calle Priuli dei Cavaletti, сразу за церковью Скальци. Оставив вещи в гостинице, мы поспешили на встречу с этим удивительным городом – Венецией.

Заблудиться здесь трудно, даже при всем желании. Во-первых, по всему городу развешаны указатели со стрелками «Сан-Марко» и/или «Риальто». Не удивляйтесь, если где-то стрелки будут указывать сразу в противоположных направлениях – значит, и так, и так вы выйдете к Сан-Марко.

А во-вторых, город всегда наводнен туристами, и если вы засомневались, куда идти, посмотрите, куда движется людской поток (в заведомые тупики, как правило, никто не идет). Кстати, в этом плане Венеция нас приятно поразила – последний раз мы были здесь лет десять назад и тогда она произвела впечатление мертвого города: пустые улицы (за исключением основных туристических мест), запах гниющих водорослей, редкие кафе с заоблачными ценами… Тогда и отелей-то в городе было мало, мы останавливались в пригороде (Местре), откуда нужно было добираться на автобусе.

Сейчас все переменилось к лучшему: на каждом углу – отели, кафе, рестораны, магазины. Вполне разумные цены (если только не садиться за столик на площади Сан-Марко), всюду люди, причем видно, что не только приезжие – сразу видно, что город населен. Сегодня здесь проживает 265 000 человек, при этом за год «город каналов» принимает до 30 миллионов туристов.

Венеция расположена на 118 островах, разделенных 150 каналами, через которые перекинуты около 400 мостов. Эту структуру город обрел в IX веке и основные е черты сохраняются поныне. В своей богатой истории Венеция знала и взлет, и упадок, она держала под своим контролем всю торговлю Европы с Востоком, в XV веке уступала по населению только Парижу, а затем сама столкнулась с турецкой экспансией после падения Константинополя в 1453 году.

Венецианские каналы

Затор на канале

Направляясь к Сан-Марко, главной площади города, мы пересекаем несколько небольших каналов, каждый из которых настолько живописен, что просится на художественную открытку или картину. Город очаровывает своими водными артериями, по которым снуют разномастные лодки. Иногда случаются самые настоящие заторы, вроде наших уличных «пробок» – их основными виновниками являются многочисленные гондолы, традиционные венецианские лодки.

Гондолы

Гондольная верфь на одном из каналов

Будучи в прошлые века главным средством передвижения по каналам, сегодня гондолы служат для развлечения туристов. При этом размеры и конструкция лодки были регламентированы еще в XVIII веке: ее длина составляет 11,05 м, ширина 140 см, вес около 900 фунтов (примерно 400 кг). Дно лодки плоское, без киля, а форма корпуса асимметрична: длина обвода левого борта на 24 см больше, чем правого. Нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и задать гребцу ориентиры для движения. При изготовлении гондолы применяют девять сортов дерева, а корпус покрывают в несколько слоев специальным черным лаком. У гондолы всего одно весло – это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись.

 

 

 

Большой канал

Здание старой таможни

Главной протокой в Венеции является Большой канал в виде гигантской перевернутой буквы S, проходящий через весь город: начинаясь с лагуны у вокзала, он заканчивается, соединяясь с уже знакомым нам каналом Джудекка у здания старой таможни. Длина Большого канала составляет 3800 м, ширина – от 30 до 70 м, глубина – порядка 5 м. Набережных у канала практически нет, их заменяют фасады домов, выходящих на канал. Эти дома, как правило, построены на сваях и имеют два выхода – на сушу и на воду. Вдоль канала сосредоточены самые красивые здания города – это более ста дворцов.

Площадь Сан-Марко

Мостки на площади

Площадь Сан-Марко (Святого Марка) – одна из самых красивых и элегантных площадей Италии. Она приняла свою современную форму еще в XII веке: это трапеция длиной 176 м и шириной от 62 до 82 м. Площадь является самой низкой точкой города, поэтому во время наводнений она затапливается первой. Подтопление чаще всего происходит в зимний период, и на этот случай на площади лежат сложенные в стопку мостки.

Так используются мостки во время наводнения

Уже после того, как мы вернулись из круиза домой, в Венеции случилось сильное наводнение – по сообщениям, aqua alta (итал. «высокая вода») затопила гондольные верфи – вроде той, что мы сфотографировали в сентябре.

Наводнение 1966 было самым сильным за последнее столетие

С чем связаны наводнения в Венеции? Адриатическое море – это длинный водоем, в мелководном (не более 20 м глубиной) северном торце которого находится Венецианская лагуна (примерно такая же ситуация с Невской губой – восточной частью Финского залива Балтийского моря, в вершине которой расположен Петербург). Основной причиной наводнений является ветровой нагон воды, к которому в последнее время добавился антропогенный фактор (разрушение плавней и активный дренаж заболоченных низин). С 1923 года, когда начались систематические наблюдения за уровнем воды, ситуация лишь однажды была хуже, чем сейчас – в 1966 году, когда вода поднялась почти на 1,94 м.

Фасад Собора Святого Марка

На площади Сан-Марко находится базилика Святого Марка – небесного покровителя города. Это кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Здесь короновались правители Венеции – дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами, отсюда уходили в плавания венецианские капитаны, здесь начал свое путешествие Марко Поло.

Пять порталов, соответствующих пяти входам в собор, украшены двумя ярусами колонн, арками со скульптурами святых и мозаиками над входом. Часть рельефов и мраморные колонны с ажурными капителями привезены из Константинополя.

 

Дворец Дожей

Еще одно знаменитое сооружение на площади Сан-Марко – дворец Дожей (Palazzo Ducale), великолепный пример венецианской готики. Это главное здание Венеции было резиденцией правителей республики, в нем заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. А надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу.

Мост Вздохов

Здание дворца и здание тюрьмы, расположенное на другом берегу Дворцового канала, соединяет мост Вздохов, причем «вздохи», от которых он берет название – это печальные вздохи осужденных, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию.

Кампанила Сан-Марко

На площади Сан-Марко также находится кампанила (звонница) – один из главных ориентиров Венеции. Это самое высокое здание города (98,5 м), которое первоначально выполняло также функции сторожевой башни и маяка, Оригинальное средневековое сооружение XII века рухнуло в 1902 году, нынешняя кампанила датируется 1912 годом.

Часовая башня

В северной части площади расположена Часовая башня (Torre dell'orologio) – историческое здание XV века с часами в стиле раннего Возрождения. Она была построена с тем расчетом, чтобы часы было видно с Венецианской лагуны. Вершину башни украшают две бронзовые статуи «мавров», бьющих в колокол, а чуть ниже расположена скульптура крылатого льва с открытой книгой. Нижние этажи башни образуют арку, которая ведет на улицу Мерчерия, которая связывает Сан-Марко и мост Риальто.

Мост Риальто

Знаменитый мост Риальто – один из четырех мостов через Большой канал, самый древний из них. Изначально был деревянным и неоднократно рушился, а в конце XVI века был возведен уже из камня. Мост состоит из одной мощной арки длиной 28 м, его максимальная высота в центре равна 7,5 м, общая длина – 48 м. Построенный в самом узком месте канала, мост опирается на 12 тысяч свай, забитых в дно лагуны. На мосту в арочных галереях расположены 24 лавки, разделенные в центре двумя арками.

Падающая колокольня церкви Сан-Джорджо деи Греки

В каком бы направлении вы ни пошли в этом городе, обязательно увидите интереснейший памятник архитектуры. Например, к востоку от площади Сан-Марко, в направлении района Кастелло, находится церковь Сан-Джорджо-деи-Гречи (Святого Георгия) – главный православный храм Итальянской митрополии с падающей колокольней. В 1770 г. наклон сооружения был равен 80 см, а в настоящее время уже 180 см.

Вид на остров Сан-Джорджо-Маджоре с набережной Скьявони

Собор Сан-Джорджо-Маджоре

Кстати, остров в лагуне, расположенный прямо напротив набережной Скьявони у Дворца Дожей, также носит имя Святого Георгия – это небольшой островок Сан-Джорджо-Маджоре, на котором находится одноименный собор, занимая его почти полностью.

Уличный колодец

В течение всей своей истории город страдал от наводнений, однако историк XV века Марин Санудо писал: «Венеция стоит на воде, но воды не имеет». И действительно, жителям города веками приходилось обходиться без водопровода. А для сбора дождевой воды были построены многочисленные каменные колодцы – их и сегодня можно видеть на многих площадях и во дворах.

Для устройства колодца выкапывали цистерну глубиной 5-6 м, ее стены обкладывали водонепроницаемой глиной, внутри выкладывали несколько слоев песка, которые должны были фильтровать воду. Колодец открывали всего два раза в день, а ключ находился у приходского священника. В 1884 году, когда в Венецию, наконец, пришел водопровод, более пятисот колодцев навсегда закрыли свои люки и превратились в любимое место встречи горожан.

Витрина с карнавальными масками

Венеция – это не только бесчисленные исторические памятники, но и магазины сувениров, художественного стекла, кожаных и текстильных изделий. Последние оказались для нас очень кстати, когда выяснилось, что это город погодных контрастов: в первый день нашего пребывания здесь было очень жарко, во второй – настолько холодно, что пришлось покупать теплый свитер и надевать его прямо в магазине. В день отъезда, когда вещи уже были упакованы и сданы в камеру хранения отеля, ситуация сменилась на противоположную – по причине жары пришлось покупать легкую футболку и опять переодеваться в магазине. Так что наш лайфхак – запасайтесь одеждой на любую погоду. Пригодится и накидка от дождя – их тут, конечно, продают, но по 5 евро за штуку.

Немного спасает от дождя то, что во время прогулок по городу время от времени приходится идти через соттопортего (sottoportego) – крытые проходы или, по-нашему, подворотни, в зданиях или между зданиями, которые позволяют сократить путь, а иногда являются единственным доступом к нужному вам месту.

Знаменитое венецианское стекло

На каждом шагу встречаются магазинчики, в которых продается знаменитое венецианское стекло. И, конечно, если вы приехали в Венецию не на один день, есть смысл съездить на остров Мурано, где его изготавливают.

Понятно, что попасть на остров можно только по воде. В Венеции на плавучую основу поставлено все, что есть в других городах – и такси, и полицейские патрули, и скорая помощь. Не исключение и экскурсионные транспортные средства формата Hop On - Hop Off – только это не автобусы, а небольшие суда.

Катер Guardia di Finanza – итальянского правоохранительного органа, подчиненного министерству экономики и финансов

Судно City Sightseeing Venezia

Билеты на суда City Sightseeing Venezia продаются на железнодорожном вокзале Санта-Лючия (касса рядом с платформами 13 и 14), а для выхода на причал нужно пройти мимо ресторанчика KFC. Стоимость билета на 24 часа – 20 евро, маршрут включает две линии: красную, с остановками у площади Сан-Марко, на острове Лидо и на острове Мурано, и синюю, с остановками на островах Мурано, Торчелло, Бурано и в Пунта Саббиони (поселок на самом мысе материковой косы, отделяющей Венецианскую лагуну от моря). Пересадка с красной линии на синюю производится на Мурано – но это два разных причала, хотя и расположенные близко друг от друга.

Отчалив от пристани возле вокзала Санта-Лючия, суда первым делом заходят в порт, где стоят круизные лайнеры. Дело было утром, и мы обратили внимание, что некоторые пассажиры, сойдя с только что прибывшего в Венецию лайнера, прямо с чемоданами садятся на прогулочный кораблик, а потом сходят на Сан-Марко. Вот вам и еще один лайфхак: если ваш отель находится в этой части города, можно воспользоваться преимуществом системы Hop On – Hop Off и не тратиться отдельно на водное такси (оно в Венеции недешевое). Разместились в отеле – и с тем же билетом продолжили прогулку.

Маршрут поездки по островам Лагуны, записанный с помощью фотокамеры Olympus TG-6

Причал на острове Мурано

Здесь можно увидеть, как создается художественное стекло

Мы на Мурано – одном из крупных островов Венецианской лагуны, знаменитом производством художественного стекла. Расцвет Мурано пришёлся на XIII век, когда было принято решение перенести туда венецианские стекольные мастерские, поскольку производство стекла представляло опасность для деревянных построек города. Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и не имели право вывозить секреты изготовления стекла за его пределы. Муранское разноцветное стекло по сей день изготавливается вручную и потому стоит дорого. Но если в XVI веке население острова составляло более 30 000 человек, то сейчас на Мурано лишь около 4500 жителей.

Стеклянная елка перед церковью Святого Петра Мученика

 

В Мурано свой Большой канал

Как и сама Венеция, Мурано представляет собой несколько островов, связанных мостами. Перемещаться по острову можно только пешком, вдоль множества каналов (благо остров лишь около 1,5 км в диаметре). Также как и Венецию, остров делит на две части свой Большой канал. Здесь множество магазинчиков, в которых продается муранское стекло. А самым красивым местом в Мурано считается центральная площадь, где стоят часовая башня и переливающаяся всеми оттенками елка из стекла.

«Улица» между островами Лагуны

Между островами Лагуны проложены своеобразные морские «улицы», обозначенные связанными по нескольку штук заостренными бревнами. Это так называемые бриколы – они отмечают отмели, фарватер и помечены белой краской с той стороны, где можно плыть.

Разноцветные дома на острове Бурано

Еще один островной квартал Венеции – это небольшой остров Бурано с населением около 3000 человек. Он интересен своими домами, окрашенными в яркие цвета. По местной легенде их стали красить в сочные оттенки, чтобы рыбаки издали могли узнать свой дом, возвращаясь с моря.

А пока мужчины занимались рыболовством, буранские женщины чинили и плели снасти. Свои навыки они впоследствии использовали для изготовления предметов быта, украшающих интерьер, в том числе для плетения кружев – это производство процветает здесь с XVI века. Правда, говорят, что сегодня знаменитые кружева изготавливают вовсе не бурановские бабушки, и даже не китайские, как можно было бы предположить, а албанские – возможно, живущие в той самой Саранде, где мы побывали во время круиза.

 

Наклонная колокольня церкви Сан Мартино

Помимо красочной застройки и Музея венецианских кружев, на острове есть единственная церковь Сан-Мартино, 52-метровая колокольня которой наклонена на несколько градусов из-за проседания почвы.

Меню уличного кафе

Вечер. Траттория на набережной Сан-Лоренцо.

Вернувшись после долгой морской прогулки, мы стали искать место, чтобы перекусить – благо, в Венеции легко найти заведение общепита на любой вкус и кошелек. Многие уличные кафе предлагают пиццу за 10 евро, комплексное меню (паста + бифштекс + салат + напиток) за 20 евро или даже еще более простой набор (курица с гарниром + салат) за 12 евро. Особенно хорошо, если в меню будут слова Servizio e coperto incluso – это означает, что с вас не возьмут дополнительную плату за обслуживание и «пользование столом» (именно в этом смысл итальянского понятия coperto).

Популярная в Венеции Pasta&Pasta

Меню кафе Pasta&Pasta

Наиболее бюджетный вариант, очень популярный сегодня в Венеции – небольшие кафе Pasta&Pasta, где порция стоит от 5 до 7 евро. Сначала вы выбираете тип пасты (тальятелли, радиатори или макароны), а затем наполнитель блюда – сыр, морепродукты, грибы, соус болоньез и т.д. Ждете несколько минут и получаете заказ в картонной коробочке – кстати, порция довольно большая и перекус получается неплохим.

А еще в Венеции на каждом углу пьют апероль шприц – коктейль, состоящий из просекко, ликера Апероль и газированной воды. В напиток кладут лед, поэтому он очень приятен в жару (см. выше о погоде).

Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Внутри собора

Блошиный рынок возле собора

Гулять по этому прекрасному городу можно бесконечно, ведь в каждом его уголке найдется что-то интересное. Вот собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари – один из самых известных и знаменитых в Венеции, находящийся в районе Сан-Поло. Рядом с ним на площади Кампо деи Фрари располагается небольшой блошиный рынок.

Ажурный мост через канал Мизерикордия ведет в Гетто

Мемориальные доски в Гетто, посвященные холокосту и другим гонениям на евреев

Вот ажурный железный мост через канал Мизерикордия (сейчас он закрыт для прохода и его дублирует параллельный деревянный мостик). Он ведет в венецианское Гетто – участок земли в районе Каннареджо, куда в XVI веке были поселены евреи, проживавшие в городе. Гетто окружено каналами и связано с остальной Венецией тремя мостами, которые вечером закрывались воротами.

Плакат на одном из домов

Безусловно, Венеция – лучшее место, откуда можно отправиться в круиз по Восточному Средиземноморью и здесь же завершить путешествие. И нужно успеть использовать эту возможность: в городе участились акции протеста против захода крупных круизных лайнеров в Венецианскую лагуну. Многие местные жители считают, что огромные суда вредят экологии морской лагуны, а волны, возникающие из-за прохода лайнеров, разрушают сваи, на которых стоят старинные здания.

Яхта А

Но пока в пассажирском терминале порта каждый день швартуются круизные лайнеры. А по другую сторону Большого канала, у причалов Арсенала, можно было увидеть необычное судно под бермудским флагом – яхту А, спроектированную знаменитым дизайнером Филиппом Старком для российского промышленника А. Мельниченко. Просто А, чтобы быть в первой строчке всех регистров.

Сушка белья в Венеции

Дворик, выходящий к морю

Вечернее солнце на Соборе Святого Марка

Старая таможня и церковь Санта-Мария делла Салюте на закате

Здесь можно увидеть и великолепные дворцы, и белье, развешанное для просушки прямо на фасаде дома, и обычный с виду дворик, выходящий к лагуне. Еще один совет: придите вечером на Сан-Марко и полюбуйтесь закатом, когда солнце золотит мозаики Собора Святого Марка и садится за куполом церкви Санта-Мария делла Салюте.

Ну, а мы прощаемся с вами, уходя к другим берегам.

См. также:

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 3

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 2

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 1

Падуя – старинная соседка Венеции

Самые малые страны Европы. Часть 2

Самые малые страны Европы. Часть 1

По балтийскому треугольнику

Прогулки по Луне

Вьетнам: на остров или на материк?

Злата Прага, красавица Прага

Каталония: от моря до скал Монсеррата

Цветная мозаика Каталонии

Страна на берегах Дуная

Венгрия: от Будапешта к излучине Дуная

Швейцария: Европа в миниатюре

Дороги из Рима, дороги в Рим

Римские каникулы

Порту: город, давший имя стране

Сказочные дворцы и парки Синтры

Лиссабон: на крайнем западе Европы

Чески-Крумлов: жемчужина Южной Чехии

Карловы Вары: край целебной воды

Пхукет: весь покрытый зеленью, абсолютно весь

Руан: зеркало минувших веков

Увидеть Париж – и не умереть

Гамбург: город мостов, миллионеров и матросов

Море и горы Черногории

 

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия