Путешествия
Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 3
06.01.2020

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 3

Продолжаем рассказ о круизе на лайнере MSC Musica: в первой части нашего дневника мы покинули порт Венеции и прошли вдоль итальянского побережья до города Бриндизи, во второй части пересекли Адриатическое море и достигли берегов Греции, где побывали в Катаколоне и древней Олимпии, на острове Миконос, а затем и в столице страны – Афинах. Сейчас нас ждут новые страны…

Побережье Албании

Морской переход из греческого порта Пирей в албанский порт Саранда был самым длинным в нашем плавании – 394 морские мили. К месту назначения мы прибыли лишь к 12.00 следующего дня, пройдя по узкому проливу между греческим островом Корфу и побережьем Албании.

Маршрут морского перехода из порта Пирей в порт Саранда записался с разрывами

Интересно, что при попытке записать маршрут перехода от Афин до Саранды фотокамера Olympus TG-6 создала два файла. Разрывы случились у восточного побережья Греции: возможно, причина сбоя была в том, что именно здесь судно пересекало невидимую границу часового пояса (Греция живет по тому же времени, что Москва, Албания – со сдвигом на час назад, как Италия).

Флаг Албании – черный двуглавый орел на красном фоне

Пока немногие могут похвастаться тем, что побывали в Албании – небольшом государстве на Балканском полуострове. Эта загадочная и самобытная страна полвека была изолирована от всего мира и лишь недавно стала доступной для посещения, а ее туристическая инфраструктура совершила настоящий прорыв. Несколько лет назад, когда мы отдыхали в Черногории, у нас была возможность съездить на экскурсию в Албанию, на озеро Шкодер – тогда мы не воспользовались ей, о чем потом сожалели.

Бытует мнение, что Албания очень бедна, а находиться в ней опасно, но это не более чем слухи, не имеющие отношения к действительности. Убедиться в этом мы смогли, проведя несколько часов в Саранде – главном курорте Албанской Ривьеры. Уже на подходе к порту мы видели на берегу многочисленные отели и пляжи.

Трансфер производится с помощью штатных спасательных шлюпок

Высадка на берег

Город чем-то напомнил нам Канны – конечно, в уменьшенном варианте. Во-первых, длинная набережная с множеством отелей и ресторанчиков. А во-вторых, как и в Каннах, высадка пассажиров на берег производилась с помощью штатных спасательных шлюпок, которые целый день курсировали между судном и причалом.

Набережная Саранды

Городской пляж

Местные сувениры

Саранда расположена в подковообразной бухте между горами и Ионическим морем. Население города – 33 000 человек, а название происходит от раннехристианского монастыря Сорока Святых (греч. Айой Саранта), расположенного неподалеку.

Эта местность всегда была «лакомым куском» для соседей. В начале ХХ века, во время Первой Балканской войны, округ был оккупирован греческими войсками – у соседа с востока было намерение присоединить его к себе, мотивируя это наличием многочисленного греческого населения. Однако под давлением европейских держав греческие войска вынуждены были уйти, и в 1914 году регион был присоединён к Албании. С 1916 по начало 1919 г. Саранда находилась в итальянской оккупации.

После аннексии Албании фашистской Италией в 1939 г. регион стал зоной военных действий: здесь формировались войска для нападения на Грецию. После успешного отражения нападения греки вновь вошли в Саранду, но в апреле 1941 г. территория вновь была занята итальянцами, которые переименовали город в Порто-Эдду, в честь дочери Бенито Муссолини. Однако власть оккупантов продлилась всего год: в 1944 г. округ был освобождён албанскими партизанами.

Здесь около трехсот солнечных дней в году, море теплое и спокойное, сильных волн практически не бывает. Галечные пляжи расположены вдоль городской черты.

На променаде много лотков с местной сувенирной продукцией, в кафе и ресторанах сидит много посетителей (и, между прочим, подают превосходный кофе).

На параллельной улице, носящей имя Скандербега, национального героя Албании – магазины с весьма демократичными ценами, где вас встречают очень приветливо. Местная валюта – лек, но принимаются евро и банковские карты. Не стоит волноваться, что вас здесь не поймут – персонал магазинов и ресторанов хорошо владеет английским языком, поэтому в общении у нас проблем не возникало.

Гуляя по городу, мы отметили интересную особенность – автомобилей здесь не так много, но если уж он есть, то это «Мерседес». Оказывается, во времена правления коммунистического лидера Энвера Ходжи албанцам было запрещено иметь в собственности машины – тогда на всю более трехмиллионную страну было не более 700 автомобилей. Но после падения режима и отмены этого запрета жители страны стали массово начали ввозить из-за рубежа подержанные автомобили, и в первую очередь «мерсы».

На улице можно было наблюдать занятные сцены: водитель притормаживает возле кафешки, опустив стекло, заказывает стаканчик кофе – за это время позади него выстраивается длинная очередь машин, но никто не сигналит: все ждут, пока он возьмет напиток и поедет.

А вот другой особенности Албании – бетонных бункеров, в которых население должно было укрываться во время атомной войны – мы нигде не увидели. Таких бункеров в свое время было построено более 700 тысяч, буквально для каждого гражданина страны: от небольших, размером 2 х 3 м, до вместительных, на несколько семей. Сейчас большинство этих сооружений демонтировано, а сохранившиеся используются как склады или кафе.

Руины синагоги

Реконструкция древней стены с помощью современных строительных материалов

Павильон с фрагментами древних мозаик

Единственная историческая достопримечательность, которую можно увидеть прямо в центре города – это руины синагоги V века, где позднее находилась базилика первых христиан с напольной мозаикой.

До сих пор точно не установлено, отчего были разрушены эти здания – от землетрясения или иноземного вторжения. До наших дней сохранились лишь полы с многочисленными мозаиками, изображающими животных и иудейские символы. Сейчас эти полы (возможно, не оригиналы, а копии) перенесены на вертикальные плоскости – стены небольшого павильона, стоящего возле руин.

Памятник Хасану Тахсини

На городском променаде установлен памятник Хасану Тахсини – албанскому ученому, занимавшемуся астрономией, философией и математикой, а также деятелю албанского национально-культурного возрождения. В 1870 г. он стал первым ректором вновь созданного Стамбульского университета, но за то, что проводил на лекциях физические опыты, был обвинен консервативными мусульманами в колдовстве.

Одно из городских учреждений

Албанский язык (не путать с олбанским!) имеет много общего с южнославянскими языками – сербским, македонским и болгарским.

Конечно, будь у нас побольше времени, мы смогли бы увидеть здесь немало других достопримечательностей. Например, в 15 км к югу от Саранды, близ границы с Грецией, находится археологический музей-заповедник Бутринти – в нем есть и руины античного города, включенные в список исторического наследия ЮНЕСКО, и средневековая венецианская крепость. Интересно, что асфальтированная дорога от Саранды к Бутринти была построена в 1959 к визиту в Албанию советского руководителя Н.С. Хрущёва.

А в 16 км к северо-востоку от Саранды находится интересный памятник природы – карстовый источник под названием «Голубой глаз». Этот редкий геологический объект представляет собой водоем круглой формы и необычной окраски – в центре вода насыщенного темно-синего цвета, а по краям – ярко-голубого. Точная глубина источника до сих пор остается неизвестной: водолазам удалось опуститься в него лишь на 45 м – дальше не позволяет вода, бьющая под большим напором. Рассказывают, что если бросить камешек в центр источника, то буквально через несколько секунд он вновь появится на поверхности водоема.

Кстати, как только вы сходите на берег в Саранде, вас сразу обступают местные таксисты, предлагая свозить к источнику и соблазняя его живописными фотографиями. «Недорого», - говорят они, - «всего 20 евро». Есть и комплексное предложение – за 100 евро – которое включает еще и музей Бутринти, а также замок Лекурси: разрушенную крепость на вершине холма, господствующего над Сарандой, откуда открывается прекрасный вид на город и море, а в хорошую погоду можно увидеть остров Корфу.

 

Считается, что попадая в Албанию, вы словно путешествуете на машине времени, ведь в этой стране гармонично сочетаются европейские традиции с обычаями и жизненным укладом Азии, а современные технологии, такие, как высокоскоростной интернет – с наследием коммунистической эпохи и колоритом начала ХХ века. Наверное, так оно и есть, но чтобы убедиться в этом, нужно побыть здесь подольше. А нас ждет следующий пункт нашего путешествия – Дубровник.

Курс – на Дубровник!

Новый день – новая страна и новый город. Этим и прекрасен такой вид путешествия, как морской круиз. Тем более, что мы прибыли в интереснейшее место – Дубровник на юге Хорватии, который славится своим великолепным старым городом XIV—XVIII веков. Окруженный массивными каменными стенами, этот исторический памятник отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дубровник был основан в VII веке. Его латинское название, закрепившееся до сих пор в итальянском языке – Рагуза. В средние века город, который называли «Славянские Афины», был одним из центров развития сербской и хорватской культуры и языка.

Форт Ловриенац

Первое, что видят туристы с площади перед входом в Старый город – форт Ловриенац, расположенный на высоком утесе с видом на Адриатическое море. Он был построен в XI-XVI вв. как отдельное оборонительное укрепление для отражения вражеских нападений с суши и с моря, и был настолько неприступным, что его мог оборонять гарнизон всего из 25 человек. Сегодня форт привлекает внимание туристов в связи с тем, что в нем снимались сцены популярного сериала «Игра престолов» (часть натурных съемок Битвы на Черноводной).

Статуя Св. Власия на воротах Пиле

Улица Страдун

Большой фонтан Онофрио

Мы входим в Старый город Дубровника через западные ворота Пиле – не простые, а двойные: у внешних ворот, возведенных в 1537 году, есть арка, которая встроена в полукруглое укрепление в виде башни. Внутренние ворота XV века, украшенные статуей святого Власия (Блеза), покровителя Дубровника, ведут на Страдун, центральную улицу Старого города.

Пешеходная, как и все улицы Старого города, улица Страдун длиной 300 метров проходит по нему с востока на запад, соединяя западный вход («Врата Пила») с восточным («Врата Плоче»). На обоих концах улицы стоят фонтаны XV века, носящие имя архитектора Онофрио де ла Кава – Большой фонтан на западном конце и Малый на восточном, а также колокольни – Городская на западе и колокольня монастыря францисканцев на востоке.

Портал церкви францисканского монастыря

Монастырь францисканцев внутри городских стен был заложен в 1317 году. Монастырская церковь была почти полностью уничтожена в 1667 году землетрясением, и единственным уцелевшим после него элементом церкви оказался готический портал 1498 года, выходящий на Страдун и играющий роль главного входа в церковь.

Городская колокольня

Часовая башня с колокольней на площади Ложа, построенная в 1444 году – одна из самых известных достопримечательностей Старого города. Ее высота составляет 31 метр. Во время землетрясения 1667 года башня сильно разрушилась и была полностью реконструирована только в конце 20-х годов XX века.

Княжеский дворец

Княжеский дворец или Дворец Ректора, находящийся главной площади Старого города, служил резиденцией избранного князя Дубровницкой республики, в нем размещался зал заседаний городских властей, тюремные камеры, зал суда, оружейный склад и даже пороховой погреб. Именно от взрыва пороха в 1435 г. был разрушен старый дворец, а в 1463 г. – новый, спроектированный Онофрио де ла Кава. Потом последовало разрушение от пожара в 1667 году, и в том же году, чуть позже – от землетрясения. Неудивительно, что после многочисленных реконструкций в архитектуре дворца гармонично сплелись элементы разных стилей – готики, ренессанса и барокко.

Внутренний дворик

В настоящее время в здании дворца располагается городской музей, а в нескольких помещениях воссозданы интерьеры XVII-XVIII вв. Во внутреннем дворике дворца установлен единственный общественный памятник в Дубровнике периода республики. Это статуя богатого морехода Михо Працата работы П. Джакометти.

Дворец Спонца

Один из немногих городских архитектурных памятников эпохи Возрождения, не пострадавших от разрушительного землетрясения 1667 года – дворец Спонца, расположенный рядом с Княжеским дворцом. В этом здании с красивой лоджией в разное время размещались казначейство, банк, монетный двор и даже школа, а сейчас – городской архив, в котором хранится множество уникальных старинных документов.

Старый порт Дубровника

Вид на старый порт и бухту с высоты птичьего полета

Слева (или восточнее) от дворцов находится выход из крепостных стен к старому городскому порту (к этим воротам нас выводит улица Страдун). Старый порт Дубровника является отправным пунктом для поездок на пляжи близлежащего острова Локрум.

Собор Вознесения Девы Марии

А обходя дворцы справа, мы выходим к кафедральному Собору Вознесения Девы Марии, памятнику архитектуры в стиле итальянского барокко.

Площадь Гундулича

Фонтанчик на площади Гундулича

Западнее кафедрального собора находится просторная площадь Гундулича, названная в честь местного поэта Ивана Гундулича, памятник которому установлен в центре. Днем здесь работает городской рынок, где можно купить сувениры – мы, например, не устояли перед мягкой куколкой в национальной одежде, наполненной душистыми травами. А по вечерам на площади устраиваются спектакли, фестивали и т.д.

Крепостная стена

Башня Минчета

Особым историческим объектом Старого города являются крепостные стены – комплекс оборонительных сооружений, который строился на протяжении XII-XVII вв. В сочетании с фортом Бокар и башней Минчета они обеспечивали полную защиту города. Длина стен 1940 м, высота – до 25 м, ширина – 1,5 - 3 м со стороны моря и 4 - 6 м с суши.

Вход на стены платный (27 евро с человека), причем евро-то как раз не принимаются – нужно платить только наличными и только в местной валюте (хорватских кунах). Но если вы, подобно нам, не захотите тратить время в очереди к обменному пункту, а потом в кассу, можно полюбоваться Старым городом почти с той же высоты, просто поднявшись вверх по одной из узких боковых улиц.

Церковь святого Игнатия де Лойолы

Внутри церкви

Вид сверху на Старый город

Например, иезуитская церковь святого Игнатия де Лойолы, построенная в период с 1699 по 1725 гг. в стиле барокко, возвышается на вершине широкой лестницы, откуда прекрасно видны постройки Старого города и лазурная гладь моря за ними. А внутри церкви вы можете увидеть великолепные фрески, изображающие сцены из жизни святого Игнатия де Лойолы, основателя ордена иезуитов.

Крепость Святого Иоанна

Выйдя из Старого города через ворота Пиле, мы видим еще одно оборонительное укрепление – крепость Святого Иоанна. В старину после сигнала тревоги защитники города поднимали массивную железную цепь, идущую от крепости к причалу в порту, чтобы преградить путь кораблям неприятеля. Сейчас в крепости находится аквариум с обитателями Адриатического моря, а также Морской музей.

Парк Градац

Под скалой, на которой находится парк, плещутся чистейшие лазурные воды Адриатики…

…а вдали видна живописная бухта

Если до возвращения на лайнер остается время, советуем отдохнуть от прогулки по заполненному туристами Старому городу в небольшом тенистом парке Градац за его пределами. Правда, в этом тихом сосновом оазисе можно наткнуться на фанатов сериала «Игра престолов», выискивающих место съемок Пурпурной свадьбы короля Джоффри. А, к примеру, уже упоминавшаяся нами башня Минчета – самая высокая точка на стенах, окружающих Старый город – послужила прототипом Дома Бессмертных.

Мост Франьо Туджмана

Покинув порт Дубровника, мы бросаем прощальный взгляд на вантовый мост Франьо Туджмана через Дубровницкий залив. Открытый в 2002 году, он представляет собой впечатляющее сооружение: длина моста более 500 м, а высота – 150 м.

Наш морской круиз подошел к концу – завершая его, мы возвращаемся к исходной точке. Но продолжается наш рассказ, потому что впереди один из самых прекрасных и интересных городов мира – Венеция.

Продолжение круиза:

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 4

См. также:

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 2

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 1

Падуя – старинная соседка Венеции

Самые малые страны Европы. Часть 2

Самые малые страны Европы. Часть 1

По балтийскому треугольнику

Прогулки по Луне

Вьетнам: на остров или на материк?

Злата Прага, красавица Прага

Каталония: от моря до скал Монсеррата

Цветная мозаика Каталонии

Страна на берегах Дуная

Венгрия: от Будапешта к излучине Дуная

Швейцария: Европа в миниатюре

Дороги из Рима, дороги в Рим

Римские каникулы

Порту: город, давший имя стране

Сказочные дворцы и парки Синтры

Лиссабон: на крайнем западе Европы

Чески-Крумлов: жемчужина Южной Чехии

Карловы Вары: край целебной воды

Пхукет: весь покрытый зеленью, абсолютно весь

Руан: зеркало минувших веков

Увидеть Париж – и не умереть

Гамбург: город мостов, миллионеров и матросов

Море и горы Черногории

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия